Category: корабли

Category was added automatically. Read all entries about "корабли".

Дед

Матросы верхом на пушках и истории их кораблей

пушки4

Довольно распространённый сюжет, но что кроется за этими снимками? Давайте заглянем поглубже. Это снимок британских моряков линкора "Нельсон". Корабль был несколько необычен. Как и у его брата "Родни" (а по-английски - сестры), в отличие от других линейных кораблей все три башни главного калибра были расположены в носовой части:

пушки7

А надстройка смещена в корму. Тем не менее, введённый в состав флота в 1930 году, он вместе со своим братом-сестрой считались некоторое время самыми мощными линкорами в мире.
И уже в 1931 году их личный состав вместе с 12 000 моряков других кораблей принял участие в так называемом Инвергордоновском мятеже. Великая депрессия затронула и Британию. На флот просочились сведения, что правительство собирается снизить жалованье личному составу в зависимости от категорий от 10 до 25%. Вот тут профессиональный флот и показал себя во всей красе, матросы попросту отказались выполнять команды офицеров. Обошлось без крови, но флот был парализован.

Из воспоминаний одного участника мятежа: Корабли были полностью под нашим контролем. Мы выполняли обычные повседневные задания, такие, как раздача продовольствия, чистка жилых помещений, обеспечение безопасности личного состава и организация пожарных партий в ночное время. Распоряжения офицеров нам не требовались и мы полностью игнорировали и с презрением отвергали их.

В итоге правительство пошло на попятную, был достигнут знаменитый британский компромисс - зарплаты хоть и должны были быть снижены, но не более, чем на 10% максимум. И ещё одно важное завоевание: было разрешено жениться тем, кто не достиг возраста 25 лет :)Collapse )

promo amico_di_amici сентябрь 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
Дед

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности

Я уже писал кое-что на эту тему, но её горизонты постоянно раздвигаются и зовут за собой. Случайно наткнулся на следующий текст и был сильно удивлён, - о таком я раньше не слыхивал. Впрочем, судите сами: "Я с возмущением узнал, что у капитана Мандевилла имелось два личных клозета, с обоих бортов его большой каюты, и он мог в любое время использовать подветренный борт. На фрегате даже у офицеров не было своих клозетов, но, по крайней мере, у них были каюты, ночные горшки и слуги. Мы, рядовые матросы, не имели ничего. Поначалу я очень смущался сидеть на толчке в компании нетерпеливой очереди моряков, находящихся в различной степени нетерпения. К толчку был прикреплен канат, распушенный конец которого болтался в воде. Закончив опорожнять кишечник, канат вытаскивали и подтирались этим концом. Я старался не думать о том, что вся команда использует один и тот же канат." Пороховой юнга. Пол Досуэлл.

На морском жаргоне того времени этих мальчишек, подтаскивавших во время боя картузы с порохом к пушкам называли "пороховыми обезьянками". Вот фрагмент картины, посвящённой гибели адмирала Нельсона с этим мальчонкой:

порошковая обезьянка

Понятно, что поначалу корабельная жизнь с её обычаями казалась им довольно странной. К Нельсону мы ещё вернёмся, а пока заглянем-ка в упомянутую офицерскую каюту на фрегате того времени, благо, HMS "Trincomalee" постройки 1818 года дожил до наших дней, теперь он является музеем. Вот та самая упомянутая офицерская каюта:

варяг трикомалли

И ночной горшок под койкой. Не думаю, что их форма и размер в те времена были стандартизированы.Collapse )

Виктор

Жажда среди океана воды

Мёртвый штиль

Исполнилось 2 года моему каналу на Яндекс-Дзен, посвящённому морю и всему, что с ним связано. Более полутысячи статей, 20500 подписчиков. Небольшую часть этих текстов я выкладывал и в ЖЖ. Ниже одна из самых первых на Дзене.

О "ревущих сороковых" широтах все пожалуй слыхали. Шторма, кораблекрушения и прочие безобразия. А о "конских" широтах слышать приходилось?

Меж тем, трагедий в этих местах происходило тоже предостаточно, хотя внешне здесь всё выглядело с точностью до наоборот. Это районы океана между 30 и 35 параллелями, где из-за особенностей атмосферных процессов почти всегда царит штиль. Старинные парусники могли болтаться здесь многими неделями, а то и месяцами. И на первый план выходил вопрос питьевой воды. Она хранилась в деревянных бочках и начинала протухать довольно быстро, тем более в жаркую погоду.

Где только не приходилось читать о зловонной, пахнущей тухлыми яйцами воде, которую приходилось употреблять морякам. Но и ей приходил конец. Вот тогда и избавлялись от лошадей, которых везли с собой. За борт их, - отсюда и это странное географическое название.
Хотя мне прямо сейчас пришла в голову мысль - известно ведь, что лошади весьма требовательны к качеству воды и абы какую пить не станут. Или если приспичит, то планка запросов снижается? Как и у людей во многих вопросах :)Collapse )

Дед

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка?

Имеется в виду время после завершения парусной эпохи, ибо в те времена так по мачтам побегаешь вверх-вниз да снасти потягаешь, то выбирая их, то потравливая, что и никакие физические упражнения дополнительно не нужны.

Да и позже кочегарам физических нагрузок хватало. Ну, а всё же? Искал-искал, ничего о флоте за последние лет пятьдесят существования Российской империи в данном плане не нашёл. Есть только несколько упоминаний об адмирале Бутакове, иногда устраивавшем шлюпочные соревнования. Нет также и фотографий, посвящённых физической подготовке на флоте.

В отличие от сухопутных войск. Не буду приводить множество снимков о физподготовке в военных учебных заведениях или даже занятий сухопутных офицеров фехтованием в организованном порядке. Вот пара снимков занятий рядового состава:

спорт12


спорт13

Насколько мне позволяют мои скромные знания французского, на открытке написано: Наши верные союзники русские в деревне. Гимнастические упражнения по шведской системе.Collapse )

Дед

"Немужские" занятия на флоте и прочая бытовуха

В принципе, в те нормальные времена, когда женщин в плавсоставе не было, все занятия были мужскими. Кто этого не понимал, например, некоторые выходцы из горных республик, тому это быстро объясняли различными методами.

Я вчера написал статью об истории стиральных машин и попутно призадумался, а как с ними обстояло дело на флоте? В старые времена, конечно. Для начала вспомним, а что нужно было стирать? В те поры, когда моряки спали в подвесных койках, ну хотя бы в годы русско-японской войны, фотография уже была вполне доступна, но я ни разу не видел снимка, чтобы люди спали в них, используя простыни.

Да и в более позднее время. Если это действительно было так, то остаётся нижнее бельё, рабочее платье, белые форменки и брюки да чехлы к головным уборам. Тут интересный момент. Я пересмотрел сотни снимков конца позапрошлого и начала прошлого века, но нигде не нашёл стирающих иностранных моряков, в то время, как снимков наших вполне достаточно. "Гангут":

стирка23

"Олег"

стирка21Collapse )

Дед

Всё наоборот: якоря плавающие, паруса - под водой

парус

Открыв редактор для написания этой статьи, внезапно обнаружил, что прошлая была 500-й. Небольшой юбилей для моего журнала, которому уже два года без одного месяца :)
[Имеется в виду мой Дзен-канал, откуда эта статья и взята]

Что ж, возьмёмся за 501-ю. Любому, кто глядит на эту картину, ясно, что ничего хорошего людей на шлюпке при столкновении со скалами не ждёт. Если бы можно было замедлить это гибельное сближение - а там может ветер переменится или вообще начнёт стихать. В данном конкретном случае остаётся только молиться, но пока она была от берега достаточно далеко, можно было попробовать применить плавучий якорь, это его правильное название, а в заголовке так для красоты написано.

Вода - довольно плотная среда и оказывает большое сопротивление движущимся в ней телам, поэтому и рыбы, и корабли имеют обтекаемые формы. Я на своём опыте знаю, что суда, лишённые хода, практически всегда разворачивает бортом к волне, что увеличивает качку во-первых, и парусность корпуса во-вторых. Ещё в самые старые времена моряки знали, что в таких случаях следует связать обломки мачт и другого рангоута и выбросить их за борт, прикрепив к носу судна достаточно длинным концом.

Эта связка практически не подвержена воздействию ветра и будет сильно тормозить движение судна, особенно если удастся сделать так, чтобы она располагалась поперёк движения. Судно тут же развернётся носом на ветер, что уменьшит его парусность и ещё больше замедлит движение, хотя полностью его и не прекратит. Чем вам не якорь? Правда, погода на море такая падла бывает - волны идут с одного направления, а ветер уже задувает с другого, ну, это уж как повезёт.Collapse )

Дед

Вода внутри корабля - пресная, солёная, иногда грязная

балласт4

Когда я был ещё совсем мелким пацаном, то глядя порой на струю воды, непрерывно вытекающую из борта судна, думал - что же это за течь у них, если постоянно надо откачивать воду ?

О принципах работы судовых двигателей внутреннего сгорания я тогда понятия не имел. Разные есть системы охлаждения, но везде имеется её внутренний контур, по которому циркулирует пресная вода, отнимающая тепло у деталей двигателя. А кто имеет в водопроводе так называемую жёсткую воду с большим количеством растворённых солей, знает, во что превращается постепенно внутренность чайника - на стенках появляются коржи осадков.


Это очень пагубное явление для двигателя - ухудшается как теплоотдача, так и сама циркуляция воды. Желательно, чтобы вода была как можно более мягкая. На буксире, где был опреснитель, выдававший дистиллированую воду, системы охлаждения мы заправляли только ей. На ракетных катерах с быстроходными двигателями в неё добавляли хромпик, специальное вещество, снижающее отложение солей. Он придавал воде такой своеобразный соломенно-оранжевый цвет.

На престарелых судах река-море, работающих на убой, применялась вода просто из судовой магистрали пресной воды - на ней и пища готовилась, и на охлаждение двигателей она шла. Эта пресная вода ходит по замкнутому контуру - насос, двигатель, водо-водяной холодильник и снова пожалуйте в насос. Правда, при низкой температуре часть её, а то и вся, автоматическим терморегулятором (там, где он в строю :) может направляться и помимо холодильника, чтобы излишне не охлаждалась, двигателю это тоже не нравится.

А в холодильнике она отдаёт тепло забортной воде, которую насос забортной воды и выбрасывает непрерывно наружу. Вот откуда и происходит эта струя. Её напор может постоянно меняться, если насос навешен на двигатель и число его оборотов напрямую зависит от оборотов двигателя. Высокие обороты - струя упруга, как у молодого матроса, обороты падают и она превращается в струйку страдающего простатитом пенсионера. Правда, есть вариант, когда этот насос имеет электропривод, тогда струя постоянного напора.Collapse )

Дед

О наградах, заслуженных и не очень...

нахимов

Поговорим о наградах, как явлении вообще, и морских в частности. Глубоко в природе человека заложена потребность чем-то выделяться из массы остальных - это раз, и желание быть оцененным обществом за свои поступки или достижения - это два.

Я за свою жизнь никаких выдающихся деяний не совершил, поэтому на моей парадной тужурке собралась скучная компания юбилейных медалей к 50, 60, и 70 -летию Вооруженных Сил и 100-летию со дня рождения Ленина, и так называемые медали "за песок" - 10,15 и 20 лет "безупречной службы". И не знаю, что нужно было натворить, чтобы их не получить :)

Кроме того, есть у меня и значок "За дальний поход" - во время корабельной практики в 1970-м году мы добрались аж до Могадишо. Это Сомали, если кто подзабыл. Значок ещё тот, олдовый, в виде корабля на фоне Военно-Морского флага, а не та "лопата," в которую его превратили позже. Заветная мечта всяких береговых матросов и вообще, в таких плаваниях не участвовавших. Мой заслуженный снял кто-то с форменки в раздевалке нашего спортзала в училище. Нехай гордится своим "дальним походом" всю свою жизнь :) А мне пришлось купить себе новый на развале у антиквара.

Вот, кстати, отвлекусь, вообще-то специфических значков в наших Вооружённых Силах было не так уж густо - о классной квалификации или спортивных разрядах, может, и ещё кто-то в комментариях вспомнит. А, скажем, в Вермахте были спецальные значки за участие в штурмовых атаках, за танковый бой - 50, 75 и 100 атак, или за ближний бой, другими словами, рукопашную, таких же степеней. Как они выживали после 100 атак, вопрос, конечно, интересный, но за 100 и более рукопашек за всю войну было награжден 631 человек. Были и другие - памятные об отдельных сражениях, родах войск и много чего.

Если же говорить о наградах вообще, то помимо юбилейных, их можно подразделить на награды за личные подвиги или достижения, и общие. Например, такие медали, как "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и ряд других подобных или "За победу над Японией". У немцев тоже была, например "За зимнюю кампанию 1941-42 года", которую их фронтовики называли "медалью мороженого мяса", я думаю, понятно, почему.Collapse )

Виктор

Чем водолаз отличается от бутылки с газировкой?

водолаз2

Ничем не отличается. Газы имеют свойство растворяться в жидкостях и чем выше давление, тем больший объём газа может раствориться в одном и том же объёме жидкости. При атмосферном давлении в нашей крови растворено порядка 1л азота. Понятно, что при дыхании обычным воздухом при повышенном давлении в зависимости от глубины погружения азота в кровь попадёт ещё больше.

Что происходит, когда мы откручивем пробку на бутылке с газировкой? Давление в ней падает до атмосферного и жидксть вскипает мириадами пузырьков газа, котрый рвётся на свободу. То же самое произойдёт и в кровеносносной системе водолаза, если его резко поднять с глубины. Последствия самые губительные, называется это явление декомпрессионной или кессонной болезнью. Почему кессонной?

В самое старое время под воду спускались в устройствах наподобие перевёрнутого колокола, они назывались кессонами. Чтобы вода не затопила их снизу, в них качали воздух с поверхности под соответствующим давлением, а с ним поступал и азот, успешно растворявшийся в крови находившихся в кессоне людей. Понятия тогда о физиологии подводных спусков не имели, кессоны поднимали быстро и заметили, что пусть и через различные промежутки времени, но обязательно водолазы начинали страдать от непонятной болезни.Collapse )

Дед

О матросах революционных и контрреволюционных

матросы

Помните пронзительные строки Багрицкого:

Нас водила молодость в сабельный поход,
Нас бросала молодость на кронштадский лёд...


О ком речь? А о комсомольцах, мобилизованных ЦК РКСМ на подавление кронштадского мятежа в марте 1921 года. Причём матросы, четыре года назад зверски расправлявшиеся в том же Кронштадте с офицерами и другими лицами, попавшимися под горячую руку, мятежниками никогда не считались. А вот как только они и примкнувшие к ним, общим числом 26 000 человек, выдвинули лозунг "Власть Советам, а не партиям!" и выступили в поддержку петроградских рабочих, протестовавших против разрухи, голода и безработицы, то есть как раз того, против чего они же протестовали и в октябре 1917-го, - так сразу стали мятежниками.

В восстании приняли активнейшее участие команды линкоров "Севастополь" и "Петропавловск". Стоит пожалуй заметить, что за всё время мировой войны ни одному из четырех линкоров типа "Севастополь" не довелось ни разу побывать в бою с противником. Разве что в 1919 году "Петропавловск" принял участие в подавлении восстания форта "Красная горка" своей артиллерией из непростреливаемых с форта участков акватории.

Казалось бы - ни тебе вшей, ни залитых холодным дождём окопов под разрывами немецких крупнокалиберных "чемоданов" или газовых атак - размеренный быт в чистоте и относительной безопасности с приличным питанием - чего вам ещё надо в такое время? Но не таков наш человек, чтобы думать только о себе. Матросы знали о бедственном положении народа, в том числе и на селе, откуда многие были призваны. А ведь стоит только скинуть власть буржуев и прочих угнетателей, как жизнь тут же наладится. Вот они и приняли активное участие в этом самом скидывании. Что характерно, личный состав кораблей, более занятых в боевых действиях, такой массовой сознательности не проявил.Collapse )