Некоторые из них оставили заметный след в истории. Так, именно инцидент с немецким танкером "Альтмарк" считается формальным поводом оккупации Норвегии гитлеровской Германией. Хотя танкером он только выглядел. Введённое в строй 14 августа 1939 года, это было современнейшее комплексное судно снабжения, Troßschiff по-немецки.
Обладая скоростью 21 узел, оно могло перевозить 7933 тонны жидкого топлива и смазочных масел, 972 тонны различных боеприпасов, 790 тонн продовольствия и 100 тонн запасных частей и имущества. Рефрижераторные помещения двух типов имели вместимость 290 кубометров (охлаждение до −8 °C) и 162 кубометров (до 0 °C). Возможность установки вооружения предусматривалась, но делалось это не всегда.
Именно "Альтмарк" обеспечивал рейд "карманного" линкора "Адмирал граф Шпее", и именно на него направляли пленных моряков с потопленных рейдером кораблей. После гибели линкора на борту Альтмарка находились, как пишут, "228 англичан, 67 индийцев и 8 негров". 17 декабря 1939 года Troßschiff отправился в обратный путь. Успешно проскользнув мимо патрулей союзников, капитан Xайнрих Дау намеревался двигаться в направлении Германии территориальными водами нейтральной Норвегии. На снимке "Альтмарк" в фиорде:
Далее сложная история, мораль которой гласит - кто сильнее, тот и прав. Норвежцы пытались лавировать, но поводов для задержания не имелось, судно формально было гражданским, под государственным флагом Германии, без вооружения. Зато никто не мог помешать им в открытых переговорах по радио ссобщить начальству о наличии на борту пленных. Англичане тут же воспользовались этими сведениями.
Несколько эсминцев принялись за дело. Норвежцы пытались им помешать, с Гитлером тоже шутки плохи, но безуспешно. В итоге эсминец Cossack (Казак) взял танкер на абордаж.
Командир эсминца кэптен сэр Philip Louis Vian:
Герб эсминца:
В описании процесса захвата "Альтмарка" есть разночтения. В одном случае пишут о применении огнестрельного оружия, но наиболее кровожадные авторы упоминают только холодное, в результате чего 7 немцев было убито, 5 ранено. У англичан получил ранение только один. Пленные были освобождены и на борту эсминца доставлены в Британию.
Немцам стало понятно, что их судоходство на Севере, имевшее стратегическое значение нейтральным статусом Норвегии никак не защищено. Оккупация этой страны стала неизбежной.
Пара слов о дальнейшей судьбе "Казака". Во многих славных делах он поучаствовал, а конец свой нашёл составе эскорта атлантического конвоя HG-75. Через три дня после выхода из Гибралтара, 23 октября 1941 года он был торпедирован подводной лодкой U-563 (командир обер-лейтенант цур зее Баргстен)
Сдетонировал носовой погреб боезапаса, эсминцу оторвало нос, начался пожар. Погиб новый командир Бертон и ещё 158 офицеров и матросов, остальные перешли на другие корабли конвоя. Эсминец ещё некоторое время продержался на плаву:
Но в итоге затонул.
Так выглядел мостик эсминца до взрыва:
К 159 погибшим следует прибавить ещё одного - корабельного пса Плуто:
О нём мало где вспоминают, зато интернет забит россказнями о "Непотоплямом Сэме", коте с линкора "Бисмарк", спасённом этим эсминцем и получившим там имя Оскар, а после его гибели попавшем на авианосец "Арк Ройал", опять же потопленном, но якобы кот не погиб и там, а мирно дожил на берегу до 1955 года. Причём повсеместно приводится снимок кота Саймона с биркой на шее "HMS Ametist". Однако в сказки хочется верить, поэтому ассоциация ветеранов эсминца «Коссак» долго не опровергала историю Оскара. В частности, один из её председателей, контр-адмирал Энтони Девис говорил: «Не давайте фактам портить хорошую байку, поэтому байка продолжает жить!».
После учреждения в 1943 году аналога Креста Виктории для животных — медали Марии Дикин — Плуто был награжден ей посмертно. Медаль сделана из бронзы и изображает лавровый венок с надписями «За мужество» (For Gallantry) и «Мы тоже служим» (We Also Serve). Вручает ее сам лорд-мэр Лондона.
На 2015 год медаль была вручена 65 раз (данные, которые удалось найти в интернете, расходятся: от 63 до 67), ею были награждены 32 голубя, 26 собак, 5 лошадей и только два кота: кошка Вера и кот Саймон, тот самый, с "Аметиста":
Ни о каком Оскаре не упоминается.
А что же "Альтмарк"? Он таки добрался до Германии, прошёл ремонт и был переименован В "Уккермарк". Использовался по прямому назначению, в частности обеспечивал в Атлантике линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В сентябре 1942 года "Уккермарк" отправился в Японию с грузом топлива и растительного масла. По пути забункеровал вспомогательный крейсер "Михель".
Это слово в немецком языке обозначает деревенского простака, но тот "Михель" был большой разбойник. За свой первый поход под командованием Хельмута фон Руктешелля рейдер потопил 15 судов, причём делал это зачастую таким способом, что обладатель дубовых листьев к Рыцарскому Кресту фон Руктешелль стал единственным немецким командиром надводного корабля, попавшим после войны под военный трибунал.
За ним тянулся кровавый след ещё и до "Михеля", так что в 1947 году британский военный трибунал отвесил ему 10 лет тюремного заключениея. Но сердце старого пирата долго не выдержало и через год он скончался.
"Уккермарк" же добрался до Иокогамы и тут через 6 дней после прибытия на нём произошёл колоссальный взрыв, считается, что в результате неправильно проводившихся огневых работ. Старая-старая песня, которой нет конца до сегодняшних дней. В результате взрыва погибли 53 члена экипажа, а само судно, как и стоявшие рядом с ним вспомогательный крейсер "Тор" и пассажирское судно "Нанкин" затонули. Ладно уж, не буду ничего писать про "Тор", но вот что было дальше.
Выживших отправили на родину на вспомогательном судне кригсмарине «Доггербанк», а всего на нём было 108 членов собственной и команды плюс 257 вынужденных пассажиров. "Доггербанк" был по совместительству минным заградителем, в котрый превратили захваченное рейдером "Атлантис" британское судно «Спейбэнк» (Speybank) с ценнейшим грузом марганцевой руды и тикового дерева:
Ему сохранили обычную окраску британских торговых судов и даже украсили поддельными потёками ржачины. Операция « Копенгаген» заключалась в установке минного поля возле Кейптауна. Несколько раз самолёты и корабли союзников замечали волка в овечьей шкуре, но ему удавалось выдать себя за мирного торговца. 13 марта 1942 года 60 мин были установлены по плану. А уже 16 марта на минном поле подорвался голландский пароход Альциона, следуя в Бомбей и Карачи. Его груз военного имущества состоял, среди прочего, из 1600 тонн авиационных бомб и 9 самолетов, хранившихся на палубе.
Ему повезло, боеприпасы не сдетонировали, все пассажиры и команда погрузились на шлюпки. Судно затонуло в 25 милях западнее Кейптауна. На этом же минном поле получили тяжёлые повреждения ещё два судна, хотя район предварительно был протрален.
А командир минзага капитан-лейтенат Пауль Шнайдевинд, ожидавший дальнейших указаний южнее мыса Доброй Надежды получил приказ установить другое минное поле, в районе мыса Агульяс, где он и выложил 80 мин в ночь с 16 на 17 апреля. На нём подорвались эсминец и ещё один транспорт. А Шнайдевинд в это время вёл свой корабль на восток. По пути "Доггербанк" встретился с упомянутым выше "Михелем" и забрал с него 128 пленных с потопленных рейдером кораблей.
И вот он уже идёт обратно с немецкими моряками погибших кораблей. Кроме того, он везёт 7000 тонн каучука, жиров, рыбьего жира и другое сырье. А в Атлантике находится в патруле подводная лодка U-43. Это её 13-й (ох уж это число) боевой поход и 3-й под командованием обер-лейтенанта цур зее Ханса-Иоахима Швантке:
За 2 предыдущих он потопил всего одно американское судно, и вот вечером 3 марта 1943 года примерно в тысяче миль западнее Канарских островов вышел в атаку на судно, которое тоже ошибочно принял за американское. Все три торпеды попали в цель. "Доггербанк" затонул , 200 человек погибли сразу, те, кто сумел воспользоваться спасателными шлюпками затерялись во тьме, всплывшая лодка не обнаружила никого.
Единственную из этих шлюпок 29 марта подобрал испанский танкер «Кампоамор»; в шлюпке был всего один человек, Фриц Кюрт, который рассказал, что их было 15, что шлюпка перевернулась, и только шестерым включая Шнайдевинда удалось поставить её на киль и снова в неё забраться. Без еды и питья моряки оказались в отчаянной ситуации, поэтому четверо из них попросили Шнайдевинда застрелить их. Он выполнил их просьбу, после чего застрелился сам. Корабельная собака утонула ещё при переворачивнии шлюпки, остались Кюрт и старый моряк по имени Бойвитт. Отчаянно нуждавшийся в воде и пище, Бойвитт выпил морскую воду на 19-й день пути и умер, в итоге Кюрт остался единственным выжившим.
U-43 была потоплена в следующем походе самонаводящейся торпедой с американского самолёта. Всего на её счту было 21 потопленное судно, не могу сказать, включен ли "Доггербанк" в это число.
Можно ещё почитать о
Про немецкие рейдеры слыхали. А про российские?
Жажда среди океана воды
Флот и свиньи
........................................
Полный каталог статей журн
Journal information