Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Category:

Как мы перегоняли ракетный катер в Сирию

Хотя собирались его перегонять на Кубу. Летом 1982 года после приёмки от промышленности и испытаний новёхонького катера пр. 205ЭР, мы готовились к переходу на далёкий остров. Конечно, не своим ходом, а за буксиром, моторесурс двигателей надо беречь, да и где в океане брать топливо? Я даже купил очень хороший учебник испанского языка, изданный на русском языке в Польше и успел изучить 21 урок.

Опыт таких переходов в нашем дивизионе уже был, впереди ожидало больше месяца на катере длиной 38,6 метра среди просторов Средиземного моря и Атлантического океана.

Однако в этот момент развернулись ожесточённые сражения между Сирией и Израилем в Ливане и на части сирийской территории. Ввязались страны НАТО, наши тоже не сидели сложа руки, поставки оружия с обеих сторон текли рекой. И тут нашему экипажу сообщили, что никакой Кубы, а отправитесь вы в сирийскую Латакию. Что ж, дело служивое, хотя и мечталось побывать в стране горячих мулаток, ну и всего вот этого...

Вот такой катер уже под сирийским флагом:

камбуз2

Своим ходом катер переходит из места базирования в Карантинной бухте Севастополя к городскому морскому вокзалу. Здесь мотористы ставят гребные валы на стопора, чтобы они не вращались во время буксировки потоком набегающей воды, при длительном таком вращении на сверхнизких оборотах это вредно для подшипников и сальников.

Таможенники занимаются только буксиром, на палубу военного корабля они не поднимаются. В принципе, можно вывезти что угодно, но во-первых, это не в наших правилах, да и команды в такие походы отбираются стойкие, а во-вторых - все знают, что особый отдел не дремлет и уж пара его людей на борту точно имеется.

Последние напутствия комдива и зама, и буксир даёт ход. На Приморском бульваре, мимо которого мы медленно проходим, машут руками жёны и дети, у кого они есть. Каждый старается разглядеть своих и послать им последний привет. Кто знает, как оно там сложится? Ракет у нас на борту нет, но ленты со снарядами в артустановки заведены.

Но вот и Херсонесский маяк скрылся за горизонтом, с погодой нам в тот раз повезло, шторм на этом малыше - то ещё удовольствие. На переходе в основном сохраняется обычный распорядок дня. Команда сокращённая, порядка 15-17 человек, сейчас мне трудно вспомнить. На мостике постоянно несётся вахта. Нас три офицера, так что сутки удобно разбиваются на четырёхчасовые вахты. Дежурство по катеру несут мичманы, в посту управления двигателями вахтенный моторист контролирует работу дизель-генератора.

По утрам осмотр и проворачивание оружия и технических средств, потом занятия или тренировки, приборки, в общем ничего особенного. Каждые четыре часа по УКВ запрашиваются у буксира точные координаты места и отмечаются на расстеленной на штурманском столе карте перехода, по мере движения карты эти заменяются на следующие.

В Босфоре можно немного развлечься, это такая традиция. Здесь каждый наш корабль встречает турецкий катер и с него производится тщательная фотосъёмка со всех ракурсов - а что там нового установили русские? Иногда берётся большое зеркало и солнечный зайчик направляется в объектив соглядатая, бывает, что они начинают от обиды махать кулаками.



На этот раз наш боцман приделал к вьюшке с тросом на крыше штормового коридора швабру и накрыл брезентом так, что создавалось впечатление, будто это какое-то орудие. Причём построил четырёх матросов так, чтобы они мешали хорошо его сфотографировать. Ох, и вертелся же на этот раз катер "Sahin" вокруг нас! И так зайдёт, и этак, а матросы со смехом стараются "артустановку" заслонить.

Но всему хорошему приходит конец, вот уже и Босфор позади. За ночь пройдено Мраморное море, за несколько часов более широкие Дарданеллы, и вот мы уже рассекаем ярко-синие воды Эгейского моря. Поздним вечером, уже в темноте, когда все собрались на баке "потравить" и перекурить на ночь, приблизился небольшой военный корабль, непонятно чей, может, турок, может, грек - и принялся освещать нас своим прожектором. Командир приказал включить наш и устроить иллюминацию этому визави. Этого оказалось достаточно, чтобы нас оставили в покое.

В Латакию я попал второй раз. Первый был в 1973 году, мы отправились, когда ещё шла "Война судного дня", но к моменту прихода она уже закончилась, весь переход занимает порядка недели. На этот раз сирийский флот в боях не участвовал, но все были на стрёме, можно было ожидать чего угодно. Поэтому передача прошла в ускоренном темпе. Выскочили с сирийской командой в море, откатали все ходовые режимы, произвели артстрельбу и имитацию ракетной атаки. Замечаний не было. Потом быстренько передали имущество, ЗиП и всё, что ещё положено передать. С утра обе команды были построены на причале, в присутствии командования был спущен советский Военно-морской флаг и поднят сирийский.

А мы со своим барахлишком погрузились в междугородний автобус по гражданке, конечно, и в сопровождении сирийского сержанта-мухабаратчика (контрразведка) направились в Дамаск. У меня был старенький фотоаппарат Смена, но в такой обстановке поснимать не пришлось. И далее всё шло чётко до самого конца. В Дамаске нас на военном автобусе без всякого промедления перевезли в какую-то служебную гостиничку. Время до конца дня ещё было, но не было ни копейки местных денег. Так побродили немного по окрестностям, зашли на какой-то крытый рынок поглазеть, да и отправились в гостинцу. Еду обеспечила местная сторона, какя-то чечевица, помнится, весьма остро приготовленная, лепёшки, чай, апельсины.

Утром на военном же автобусе отправились вглубь сирийской пустыни на военный аэродром. Тут уж я немного поснимал, но, во первых, сквозь стекло не особой чистоты, во-вторых, в движении. По каким мы там улицам ехали - представления не имею, но вот что удалось заснять:



Теперь это всё раритеты, а тогда улицы были заполнены ими:





Арабский всадник на скакуне (на самом деле это мул со своими длинными ушами):



Мужики, как и положено, чешут языки у мечети - ну и что, если где-то там воюют?



Уличная торговля:



Просто перекрёсток:



После того, как мы выехали из города, местность становилась всё менее зелёной и вскоре по сторонам шоссе расстилалась настоящая пустыня. кое где мелькали вот такие загоны, бог весть для кого, на фоне мощных линий электропередач:



А эти строения явно покинуты:



Местами в отдалении чернели палатки бедуинов, но я их из-за расстояния снимать не стал, это вот такого вида жилища:



До авиабазы добрались уже в конце второй половины дня. На въезде на бетонном кронштейне установлен старый МИГ-19. Мы напрямую подъехали к полосе, на которой стоял "Антей" АН-22. Какая же это махина! Из него только что выгрузили очередной МИГ-25. Вот для примера в "Антей" запихивают СУ-24, по размерам он от 25-го практически не отличается



А малышей МИГ-29 туда можно загрузить несколько. Всё это со снятыми крыльями, конечно :)



Кто-то из экипажа сказал, что взлетаем совсем скоро и поэтому, если кому надо, следует оросить пески пустыни сейчас, туалета на борту такого гиганта нет. Только не дай бог вам это сделать перед винтами, это непростительный грех. Внутри самолёта нас разместили в помещении позади кабины пилотов, на втором этаже, штурман спустился по трапу ниже. Ну а если приспичит? - спросил кто-то. Вон то ведро, но вообще-то лучше воздержаться.

Там имелся так называемый блистер - выпуклый иллюминатор, вот на снимке обозначен стрелкой



Я устроился около него и видел огромные тучи песка, поднятые этими мельницами на взлёте. Самолёт по прямой направился в сторону моря, солнце уже было низко над горизонтом, когда мы пересекли береговую линию. Огоньки на Кипре проплыли справа глубоко внизу уже в полной темноте. Самолёт прошёл над Адриатикой, пересёк Югославию и приземлился в Венгрии, как нам потом сказали - на авиабазе на дунайском острове.

Досыпать нас уложили на койках солдат роты охраны аэродрома, находившихся в карауле. Утром после армейского завтрака сходили на берег Дуная. Был лёгкий утренний туман, по дороге ехали мадьяры на велосипедах и говорили "Сэрвус!" Это они так здороваются. Вот уж не знал я, что лет через 30 придётся рассекать эти волны механиком на сухогрузах, поднимаясь с Чёрного моря до Измаила и Рени.

Потом ещё один перелёт, уже до Москвы. На сей раз на Чкаловском аэродроме нас таки встретил пожилой таможенник. Пожурил меня за найденную бутылку водки, сказав: "Что же это вы назад привезли? Слабаки!". Однако ей как раз нашлось применение во флотском полуэкипаже, куда нас доставил ожидавший на аэродроме ПАЗик с матросом-шофёром. Нигде не было ни минуты ожидания, вся эта сложная система работала чётко. Выпив и закусив, полегли спать в очередной казарме.

А на следующий день на поезде "Москва-Севастополь" отправились к родным крымским берегам.

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico





Tags: Воспоминания, Житие мое..., Путешествия и экскурсии, Флот, Фото, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →