В этом году абрикосов в Крыму практически нет, неурожай. Но решил для очистки совести навестить те места, да ведь и просто прогулка ранним утром вдоль балаклавской бухты, а потом по пронизанному стрёкотом цикад лесу - вещь сама по себе вполне привлекательная. Вот я с утра понедельника и устремился.
В автобус только в маске, хотя больше половины пассажиров их не имеют, ну, то дело такое. Потом прогулка вдоль забора бывшего пограничного отряда. Здесь тень от высоких деревьев, а слева журчит довольно полноводный ручей. Судя по отложениям и расчёсанной траве в период недавних дождей тут мчался бурный поток с уровнем на метр выше сегодняшнего.
У входа в подземную базу подводных лодок новый персонаж:
Никаких пояснений рядом с ним нет. По-моему, это плод фантазии каких-нибудь адептов стим-панка:
Всевозможных яхт кажется, что всё больше, в объектив не влазят:
Меж тем, бывшая территория пограничников осваивается:
И думаю, дойдёт очередь и до вон тех зданий бывшего судоремонтного завода. Что там будет, пока трудно сказать однозначно, лишь бы не вот такая красота:
Эти недострои украинских времён так и стоят пока недостроями. А вот это здание, выглядывающее из зелени - дворец инженера-строителя, горнопромышленника и шахтовладельца А.М. Завадского, называемый «Фата Моргана», уникальный стиль «мудехар» – смесь мавританского, готики и ренессанса. Здание понесло некоторые потери, но в основном уцелело. Сейчас это филиал военно-исторического музея фортификационных сооружений:
Рядом с оптимистической надписью "мы открылись" какое-то многопрофильное заведение:
Дальше начинаются строения пока в заброшенном состоянии. Военные ушли, а хапнуть эти золотые в прямом смысле участки Таврической набережной видимо непростое дело даже сейчас.
Вот это бывшие винно-коньячные склады купца I-й гильдии, коммерции советника, почетного жителя Балаклавы Василия (Вильгельма) Эдуардовича Шитта. Сам коньячный завод не сохранился, а вот построенные в начале 1900-х склады дожили до нашего времени:
Вильгельм Шитт владел обширными виноградниками, наряду с семейством Кальфов, братьев Арони, Исака Исаковича Челеби и генерала Витмера. Хоть бы один Кузнецов затесался... На базе их хозяйств в начале 1921 года создали совхоз «Золотая балка», который и сегодня радует нас своей продукцией.
Ранним утром людей здесь немного, но блюститель чистоты на боевом посту:
Подметает набережную, очищает мусорные урны. Вполне славянской наружности. Вот справа мы видим полуразрушенные останки здания в мавританском стиле:
Это "охотничий домик" князя Феликса Юсупова-младшего, того самого, что приложил руку к убийству Распутина. С ним позже интересный случай произошёл. Вот он в 1914 году со своей супругой Ириной Александровной Романовой, царских кровей, кстати:
Во время эмиграции они смогли вывезти не так уж много средств, на жизнь хватало, но и только. Как вдруг в 1932 году американская компания МГМ выпускает фильм "Распутин и императрица". А в фильме такая подробность, что Распутин княгиню изнасиловал, а потом и сожительствовал с нею. В лондонский суд княжеской четой был подан иск о распространении клеветы и порочащих сведений. Суд был выигран, американцы должны были выплатить сумму порядка 500 000 современных долларов, прокат фильма был запрещён.
А вложенные деньги отбивать-то надо? Короче, МГМ вырезала порочащие сцены из ленты и дополнительно выплатила отступные, в общей сложности это составило порядка 3 млн. долларов. Именно с тех пор, наученные горьким опытом, производители голливудских фильмов начали включать в титры такую фразу: «Все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями чистая случайность».
А княжеская чета вошла во вкус и в 1963 году решила повторить трюк, выставив иск по поводу уже британского фильма о Распутине. Но то ли времена были уже другие, то ли британский суд не пожелал засуживать соотечественников, но Юсуповым не обломилось уже ничего.
Иду дальше. Памятник черноморским подводникам:
А на этом пятачке была пара непрезентабельных харчевен. Теперь их нет:
За деревьями памятник старшему матросу Борису Леонидовичу Нечаеву. Взрыв паров торпедного топлива привел к пожару в носовом отсеке его лодки , где находились четыре торпеды в аппаратах (две с ядерным боезарядом!) и шесть обычных (боевых!) на стеллажах. Огромное давление внутри отсека не давало возможности подать воду для тушения пожара. Водяные помпы работали вхолостую. Нужно было открыть погрузочный торпедный люк для стравливания давления, но его давлением перекосило и заклинило. Открывать люк пришлось с помощью кувалды. Старший матрос Нечаев эту задачу решил, но вырвавшаяся из отсека струя газа и пара швырнула матроса в борт эсминца, а потом в воду. Пожар был потушен. Тело матроса было найдено водолазами только через сутки.
Борис Нечаев посмертно был награждён Орденом Красной Звезды, 9 мая 1967 года на берегу бухты в Балаклаве отважному подводнику установлен памятник.
Вряд ли подавляющее большинство идущих, а тем более едущих на Мраморный пляж интересуются этим памятником, полускрытом густыми деревьями. А вот и сам Мраморный пляж:
После мощных дождей он был закрыт из санитарных соображений, но сейчас видимо, всё тип-топ.
Дальше я не спеша поднимался по направлению в скале Митилино. Абрикосов, как и следовало ожидать, не было, но на алычу это не распространялось:
Вообще, в этих местах раньше желающих отдыхать не было, выше непрерывно грохочет карьер:
Но теперь в самых укромных местах можно увидеть такую картину:
Ну и хорошо, нам своего солнышка не жалко, всем хватит:)
Journal information