Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Корабли, на борту которых решалась судьба мира

Причём в обоих смыслах этого слова. О кораблях, начинавших войны, я уже писал, давайте поговорим об их антиподах.

Здесь никак нельзя пройти мимо британского линкора "Принц Уэльский"



США ещё не вступили во Вторую мировую войну, а на "Принце Уэльском", стоявшем у берегов Ньюфаундленда, лидеры англосаксов Рузвельт и Черчилль уже обсуждали устройство послевоенного мира.



14 августа 1941 г. была принята Атлантическая хартия, послужившая фундаментом будущего политического и экономического миропорядка в целом, а также на её основе впоследствии была создана ООН, сыгравшая огромную роль в послевоенном мире и до сих пор имеющая влияние в международных делах, хотя и сильно ослабшее в последнее время.

Уже 24 сентября к Хартии присоединились правительства 10 европейских государств, что интересно, 9 из них находились в изгнании, за исключением СССР.

На линкоре Черчилль познакомился с корабельным котом Блэки в тот момент, когда премьер собирался сойти с борта «Принца Уэльского» и перейти на американский эсминец «Макдугал»:




Каких только котов не приписывают этому снимку, в том числе, "непотопляемого Сэма", хотя тот никогда на "Принце Уэльском" не служил.

Этот снимок - фрагмент более обширного, где слева отлично видны 130мм орудия линкора:



После этого случая кот получил новое имя - Черчилль.

Линкор прожил короткую жизнь, повоевав всего в двух боях. Введённый в строй 19 января 1941 года, он успел принять участие в охоте на "Бисмарка" и хотя сам нанёс немецкому линкору существенные повреждения, но получил в ответ таких люлей, что был вынужден выйти из боя. После ремонта и обеспечения встречи на высшем уровне у Ньюфаундленда, 2 декабря он прибыл в Сингапур.

10 декабря во время выхода в море совместно с линейным крейсером "Рипалс" на перехват японского соединения, "Принц Уэльский" был атакован торпедоносцами и бомбардировщиками противника, получив попадания 10-ю торпедами и 250-кг бомбой. Оба корабля погибли. На снимке момент эвакуации с "Принца Уэльского"



Четвероногий Черчилль тоже был спасён и оказался в Сингапуре. Но впоследствии, во время сдачи Сингапура под натиском японцев, следы его теряются.

Ещё одна встреча Рузвельта и Черчилля на борту военного корабля состоялась в конце января 1945 года. В начале февраля планировалась Ялтинская конференция, посвящённая проблемам окончания войны и послевоенного устройства мира уже в более конкретных очертаниях. Черчилль считал необходимым выработать совместно с США единую позицию, чтобы более уверенно выкрутить "дяде Джо" руки.

Первоначально Рузвельт не считал возможным провести предварительное сепаратное совещание на Мальте, совершить сговор за спиной союзника, но не таков был Черчилль, чтобы не добиться своего. Встреча произошла на борту американского крейсера "Квинси", на котором из США прибыла делегация во главе с Рузвельтом.

Позже, на Ялтинской конференции, 4 февраля британский министр иностранных дел А. Иден врал Молотову, что на Мальте якобы не было никаких переговоров между Англией и США. На самом деле Рузвельт не хотел обострений с СССР, ведь надо было ещё заполучить такого союзника в войне с Японией. Но поскольку советские войска стремительно приближались к Берлину, обсуждался вопрос, как делить Германию на оккупационные зоны, какие границы должна иметь послевоенная Польша, а это напрямую касалось СССР, какое правительство должно быть в Польше, на каких условиях вовлечь СССР в войну с Японией и т.п.

Кстати, американцы считали, что Львов и прилегающие нефтеносные территории должны отойти к Польше. Другое дело, что Сталин сумел похерить большинство этих замыслов и многое было перерешено согласно с его видением послевоенного мира. А зря он Львов, да и всю Галичину не отдал полякам, я думаю.

Этот крейсер был заложен под названием "Сент-Пол", но в ходе строительства переименован в "Квинси" в честь погибшего в битве при острове Саво своего предшественника. Это сражение в англоязычном источнике считается худшим для американского флота, японцы нанесли им тяжёлое поражение.

Войдя в строй 15 декабря 1943 года, впоследствии новый "Квинси" принимал участие в обеспечении десантных операций союзников в Европе, подавляя своим огнём береговые позиции противника на северном и южном побережьях Франции, а также Италии.



Но ему пришлось также обеспечивать дипломатическое наступление США, уверенно заявивших о своих притязаниях на мировое лидерство. После конференции на Мальте корабль перешёл в Большое Горькое озеро на Суэцком канале. После встречи в Крыму Рузвельт со своей делегацией вернулись на его борт. Здесь были приняты император Эфиопии Хайле Селассие и король Египта Фарук.

Но важнейшей встречей был визит Короля Саудовской Аравии ибн Сауда. Была достигнута договорённость о том, что США гарантируют безопасность Саудовской Аравии, а взамен получат базу на её территории (Дахран) и доступ к разработке нефтяных промыслов в королевстве. Политика политикой, а бизнес никто не отменял. Хотя по большому счёту политика и есть выражение интересов бизнеса, не так ли?



Кстати, именно в Дахране американцы понесли наибольшие разовые потери во время войны в Заливе 1991 года. Иракская ракета "Аль Хусейн" , а на самом деле модернизированный советский Скад (вот не знаю, названа она в честь исламского святого или лично товарища Саддама) попала в казарму американских военных. 28 резервистов, призванных из Пенсильвании, вернулись домой в качестве груза 200. Это пятая часть всех погибших американцев во время войны. И около 200 было ранено. То, что осталось от казармы:



"Пэтриоты" засекли "Хусейна", но сбить его не смогли. Дал себя знать баг в софте зенитного комплекса.

Но мы несколько отвлеклись. После встреч с новыми арабскими друзьями делегация всё на том крейсере "Квинси" переместилась в Алжир. Здесь президент произвёл накачку американских послов в Британии, Франции и Италии, и с чувством глубокого удовлетворения убыл в Штаты.

Выгрузив делегацию, крейсер Панамским каналом перешёл в Тихий океан и вскоре присоединился к 5-му флоту. Далее участие в боевых действиях против Окинавы и территории собственно Японии.



На снимке "Квинси" обстреливает металлургический завод в японском Камаиси 14 июля 1945 года. Это была первая бомбардировка флотом материковой части Японии и помимо "Квинси" в ней участвовал ещё один тяжёлый крейсер, четыре линкора и девять эсминцев. При обстрелах погибли более полутысячи мирных жителей и 32 союзника в близлежащем лагере военнопленных.

В 1946 году крейсер был выведен в резерв, но в 1953 году вошёл в состав 7-го флота для поддержки сил ООН в Корее. Эти данные я черпаю в англоязычных источниках, поэтому такая формулировка. Это всё ООН виновата, США лишь подчинялись её резолюциям :)

С 1954 по 1973 год опять находился резерве, и в 1974-м пошёл на металлолом.

Эта статья будет иметь продолжение

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico





Tags: Война, История, Как это делается, Россия и мир, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal