Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Суэцкий и Панамский каналы на слуху. А что там у китайцев?

А у китайцев Великий канал начали строить ещё в VI веке до нашей эры, строили почти 2000 лет, а потом непрерывно модернизировали и совершенствовали вплоть до последнего времени. Как и Великую китайскую стену, его видно из космоса, в своё время американский астронавт Уильям Поуг даже спутал их между собой. Общая длина с ответвлениями - 2470 км.

Миллионы китайцев усердно копали его поколение за поколением. Там, где встречались скальные участки, разрушали их, нагревая огромными кострами и потом заливая холодной водой, что вызывало растрескивание породы. Канал тянется от Ханьчжоу невдалеке от Шанхая до Пекина.

киткан4

По мере продвижения его на север пришлось преодолевать возвышенности, что ж, в X веке китайцы изобрели шлюзы.

киткан2

Конечно, в те времена невозможно было выкопать канал такой глубины и ширины, как это делалось с развитием технического прогресса. Но китайцы, как это у них часто бывает, решили взять числом. Уже в 15 веке по каналу сновал флот в 11 000 барж. И теперь водоизмещение такой баржи всего порядка 600 тонн,

киткан

но свои 100 миллионов тонн в год они перевезти способны, что всего лишь примерно в три раза меньше пропускной способности Панамского канала. Сейчас, с развитием автомобильного и железнодорожного транспорта, грузооборот Великого канала снизился, но полностью отказываться от него, особенно в южных районах, китайцы не собираются:

киткан1



Чтобы облегчить себе труды, они использовали участки рек, текшие в нужном направлении и озёра. В те времена канал в основном использовался для транспортировки продовольствия из хлебных южных провинций на север. А также перевозка войск, это не пёхом переть тысячу и больше километров. Ну и орошение безводных земель по трассе, для этого делалась масса ответвлений, выглядевших иногда довольно романтично:

киткан6

Я не упоминаю о других каналах, длиной в несколько сот километров, это такие мелочи, но вот уже в 2000-е годы строятся и уже частично введены в строй каналы для подачи воды в северные районы от Янцзы вплоть до Пекина:

киткан8

В течение 48 лет (с 2002-го по 2050‑й) бассейны четырех крупнейших китайских рек (Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ) будут объединены тремя грандиозными каналами: Восточным, Центральным и Западным. Это позволит существенно увеличить полноводность северокитайских рек, ликвидировать риск их пересыхания и обеспечить ресурсами водохранилища вблизи крупнейших городов севера страны — Пекина и Тяньцзиня.

Для этого будут построены 23 насосные станции вдобавок к 7 существующим. Восточный канал уже сдан в эксплуатацию, его протяжённость 1150 км.

киткан10

Центральный тоже функционирует, его длина 1264 км. Так выглядят некоторые участки:

киткан9

К 2030 году будет перебрасываться до 12-13 млрд. куб. метров в год. За первые 11 лет реализации проекта было потрачено, по разным оценкам, $28—35 млрд. Масштаб строительных работ поражает: во время возведения Восточного и Центрального каналов было перемещено около 11 млрд кубометров грунта и уложено 22 млрд кубометров бетона.

На Западный канал будет потрачено ещё порядка $25-35. Вот жёлтым овалом закрашены районы, где благодаря ему будет решена проблема засухи и они превратятся в сельскохозяйственные угодья:

киткан11

Так ли безобидны эти китайские увлечения каналами для окружающих стран? Большие трения между китайцами и странами по берегам Меконга были после того, как Поднебесная решила отводить часть его вод для своих целей, при том, что Меконг становится всё менее многоводным и без этого.

Но есть места и поближе. Не знаю, все ли в курсе, что в последнее время заметно обмелел наш Иртыш и река Или, впадающая в Балхаш?

Тут вот какое дело. Китайцы издревле решали национальные вопросы путём растворения и ассимиляции других народов в своей массе. Давно уже существует проблема Синьцзяна, населённого тюркоязычными мусульманами. Там сейчас вместе с китайцами проживает порядка 20 млн. человек. Вот Пекин и решил переселить туда ещё 80 млн. чистых китайцев. Места там засушливые, всех надо поить, какое-никакое сельское хозяйство развивать, а также промышленное производство

Кроме того, там открыты неплохие запасы газа и нефти. При их добыче, а также обеспечения выше перечисленного, нужно много воды. По данным Русгидро, по состоянию на 2012 год годовой сток Черного Иртыша на границе Китая и Казахстана составлял пять кубокилометров, из которых Китай с помощью канала Черный Иртыш — Карамай шириной 22 метра и длиной 300 километров отбирал 1,8 кубокилометра. В связи с тем, что я перечислил в предыдущем абзаце, ожидается, что к 2030 году Китай увеличит забор воды более чем вдвое.

Что там от этого Иртыша останется? На Или Китай осваивает 13 водохранилищ и 59 гидроэнергетических установок. По подсчетам казахстанской стороны, ежегодно китайцы забирают из Или около пятнадцати кубокилометров воды, и эта цифра постоянно растет. Гидрологи полагают, что увеличение забора илийской воды хотя бы на 10 процентов неминуемо приведет к тому, что Балхаш, рискует повторить судьбу Арала.

Вот тебе и китайские каналы...

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico





Tags: История, Как это делается, Китай и Россия, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments