Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Как пленные немецкие подводники пытались убежать из Канады. На подводной лодке, конечно

Чтобы сократить расходы на содержание и охрану, а также затруднить возможность побега, в конце 1941 года часть немецких военнопленных из "Отеля для подводников" в британском Гриздейл-Холле перевели в канадский лагерь №30 в Бауменвилле, неподалеку от Торонто. Давайте познакомимся с этим лагерем, ведь именно отсюда должен был произойти описываемый побег.

Он был создан на территории бывшей школы для мальчиков. Два 12-футовых (3,7 м) забора с электрическими фонарями через каждые 12 футов и девять сторожевых вышек окружали участок площадью 57 000 кв.м. Общая длина затраченной колючей проволоки составила 60 миль. Конечно, это не было местом для отдыха. Однако прибывшие пленные морские офицеры не собирались сидеть сложа руки.

Ими были высажены клумбы и возделаны огороды, построены спортивные площадки, теннисные корты и бассейн. Переоборудованы жилые помещения. Заключенные получали деньги из дома или подрабатывали изготовлением деревянной мебели. Они могли приобрести пиво, сигареты и галантерею. Жизнь в лагере была вполне приемлема, не хватало только женщин.

Тем не менее, в октябре 1942 года в лагере произошло восстание из-за того, что канадцы решили часть заключённых заковать в наручники. Предыстория такова. Британские десантники во время одного из рейдов заковали в наручники пленных немцев. Вслед за этим последовал рейд на Дьепп, в ходе которого в плен было захвачено более 100 англичан и канадцев. Их отправили в Германию в цепях. Черчилль заявил в палате общин, что 100 немецких военнопленных из числа содержащихся в канадских лагерях должны быть закованы в кандалы и оставаться в них до тех пор, пока английские военнопленные не будут освобождены.

Итак, немцы в Бауменвилле забаррикадировались в помещениях, вооружившись палками и обрезками арматуры. Канадцы вызвали подкрепление, вооружённое бейсбольными битами. В результате сражений, длившихся пару дней, один немец был заколот штыком, а другой ранен выстрелом. Канадцы тоже понесли потери - один солдат получил перелом черепа брошенной банкой с вареньем.

В 1942 году Кригсмарине был разработан план побега нескольких командиров-подводников из этого лагеря. В их число входил, во-первых, знаменитый ас Отто Кречмер. Вот он получает свой Рыцарский крест из рук адмирала Редера:

сдача12

Более подробно о нём рассказано в одной из предыдущих статей. Далее шёл старший офицер с лодки Кречмера, бывший адъютант Деница лейтенант цур Зее Ханс Йоахим фон Кнебель-Дёбериц. До того, как занять эту должность, фон Кнебель-Дёбериц совершил три похода с Кречмером на U-23 и вот снова вернулся под его командование уже на U-99, вместе они и попали в плен.

В число будущих беглецов входил командир U-93 Хорст Эльфе:

побег

Его лодка была потоплена 15 января 1942 года в Северной Атлантике к северо-востоку от Мадейры. 6 членов команды погибло, 40 остались в живых. Лодка имела интересную эмблему: изображение Черчилля на кораблике, который дьявол хочет зачерпнуть в рыболовный сачок.

Подводная лодка U-433 была потоплена в Средиземном море восточнее Гибралтара 15 ноября 1941 года. 6 человек погибло, 38 выжило, в том числе командир, на тот момент обер-лейтенант цур Зее Ганс Эй:

побег1

План побега был прост - прорыть тоннель под ограждением лагеря, потом преодолеть всего каких-то 1400 километров по территории вражеского государства до побережья, где их должна была подобрать немецкая подводная лодка. Это был бы крупный пропагандистский успех для Германии. Скоординировать все действия удалось по кодированной переписке через Международный Красный Крест. Только тут вкралась маленькая подробность - канадским спецслужбам удалось расшифровать эти сообщения и они решили до поры, до времени не мешать немцам, ведь захватить германскую подводную лодку было бы не меньшим пропагандистким успехом.

Немцы подошли к делу со всей серьёзностью. Были прорыты несколько фальшивых тоннелей, в основном тоннеле работы велись при электрическом освещении, грунт отвозился деревянными вагонетками по деревянным рельсам, вентиляция осуществлялась по воздуховоду, сооружённому из 500 консервных банок. Задача сокрытия вынутого грунта решалась складированием его на чердаке одной из казарм.

Побег должен был произойти в сентябре 1943 года. Причина того, почему он не удался, в разных источниках отличается. Утверждают, что в конце концов потолок под тяжестью грунта обвалился и засыпал жилое помещение. Скрыть это не удалось, охрана начала усиленные поиски откуда он был вынут. Первоначально нашли два фальшивых тоннеля, но они явно не подходили для побега. В конце концов добрались и до основного. Причём произошло это случайно. Один из любителей-цветоводов из числа пленных начал копать грунт для клумбы и провалился в основной тоннель, проходивший в том месте недостаточно глубоко. Тайное стало явным.

Меж тем канадцы держали группу кораблей для захвата лодки в установленном месте. Поэтому выпускать беглецов не имело смысла, тоннель был разрушен. Однако командир подлодки U-434, потопленной 18 декабря 1941 года в Северной Атлантике к северу от Мадейры капитан-лейтенант Вольфганг Хейда решил воспользоваться шансом в одиночку.

побег2

Сделав с помощью других заключённых подвесное устройство, он преодолел ограждения, использовав линию электропередачи, пересекавшую их. Как нам не покажется странным, он смог доехать к намеченной точке рандеву на пассажирском поезде, однако, пробравшись к берегу залива, обнаружил здесь 3 корвета и эсминец, стоявшие на якоре.


Стало ясно, что канадцы в курсе намеченной операции. Но куда же было деваться? Вскоре он был задержан Королевской канадской конной полицией. У него были фальшивые документы канадского офицера-отпускника. И Хейда был уже отпущен, когда вдруг один въедливый офицер потребовал остановиться. Он обратил внимание на покрой шапки задержанного.

– Вы не могли купить такую в магазине. У нее сзади посередине шов, таких не бывает в фабричных изделиях. Зато именно такие изготовляют военнопленные в лагерях.

Через три дня капитан-лейтенант снова очутился в лагере. Меж тем U-536 к назначенному сроку прибыла в район проведения операции. Но её командир Рольф Шауенбург

побег4

проявил завидное чутьё, поняв после обнаружения шумопеленгатором засады, что необходимо уносить ноги, невзирая на подававшиеся канадцами с берега световые сигналы. Попытка противника атаковать наугад глубинными бомбами к успеху не привела.

Тем не менее, Шауенбургу пришлось и самому испытать участь военнопленного, ибо на обратном пути 20 ноября 1943 года в северной части Атлантического океана к северо-востоку от Азорских островов его лодка была потоплена. Выжило 38 человек. Рольф Шауенбург умер в 1990 году в Гамбурге.

Больше моряки из Бауменвилля не бежали. А вот лётчику Ульриху Штайнхильперу один раз удалось добраться до Монреаля, а в третью попытку с другом Альбертом Уоллером даже до Уотертауна в американском штате Нью-Йорк. Но каждый раз он был пойман.

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico





Tags: Война, История, Море и моряки, О море, Флот
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments