Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Авианосцы, переделанные из танкеров и их командиры

Изучая историю авианосца "Сангамон", переделанного из танкера и после войны вновь превращённого в танкер, я не нашёл никаких подробностей о его командирах. Но у него было ещё три систершипа, о двух из них и их командирах поговорим в этой статье. Этой серии конвойных авианосцев из четырёх единиц были присвоены имена американских рек, нам совсем незнакомые.

USS Santee (CVE-29), "Санти", был спущен на воду в виде танкера под названием Esso Seakay 4 марта 1939 года, владела им «Стандард Ойл оф Нью-Джерси». За время работы здесь он установил несколько рекордов по скорости доставки нефти. 18 октября 1940 г. ВМС США купили его, присвоив имя "Санти".

кларк5

В качестве танкера он служил до весны 1942 года, когда было принято решение переоборудовать его в авианосец. 24 августа 1942 года « Санти» был принят на вооружение.

кларк4

А это снимок его полётной палубы во время одного из атлантических конвоев:

кларк1

В радиорубке "Санти":

кларк3 В радиорубке авианосца «Санти» (USS Santee (CVE-29) во время битвы в заливе Лейте.

Первым командиром авианосца с момента начала перестройки был Уильям Додж Сэмпл

кларк6

Служил в Первую мировую на транспортном корабле, потом на эсминцах. В 1923 году переучился на морского лётчика. Далее служба на авианосцах, последняя должность перед Второй мировой войной - руководитель авиационной подготовки на военно-морской авиабазе, Пенсакола, Флорида.

"Санти" он командовал до апреля 1944 года, когда принял командование более крупным авианосцем "Интрепид", а далее "Хорнет". В конце лета стал самым молодым контр-адмиралом Тихоокеанского театра военных действий, командущим авианосной дивизией. Что не мешало ему периодически подниматься в воздух. Во время вторжения на Лейте он решил изучить обстановку с борта торпедоносца. Судя по описанию происшествия, скорее всего это был "Авенджер", где адмирал занял место нижнего стрелка под хвостом

кларк8

Самолёт попал под огонь зениток и был сильно повреждён. Сэмпл получил множественные раны на голове и плечах. Верхний стрелок, авиационный радиомеханик 3 класса Эдингер, спустился из блистера и оказал адмиралу первую помощь. Самолёт потерял скорость и возвращался до острова Маркус более часа. В течение всего этого времени Эдингер сверху пинал Сэмпла ногой, чтобы тот не потерял сознания, поскольку боялся, что если самолёт всё-таки упадёт в воду, не сможет вытащить здоровенного адмирала самостоятельно.

Позже хирург авианосца коммандер Ли хвалил Эдингера за грамотно оказанную помощь, Сэмпл был награждён Пурпурным сердцем, а Эдингер по ходатайству адмирала получил следующий, 2 класс.

Самолёт в конце концов и погубил адмирала. 2 октября 1945 года, вскоре после окончания войны, Сэмпл был объявлен пропавшим без вести после того, как его самолет Martin PBM Mariner не вернулся из ознакомительного полета около Вакаямы , Япония. "Санти" был послан на поиски своего первого командира, но помочь ему не смог, поиски были безуспешными. Тела адмирала Сэмпла, командира авианосца "Суванни" Чарльза МакДональда и семерых членов экипажа были найдены в обломках самолёта только 19 ноября и похоронены с воинскими почестями.

"Санти" после войны выведен в резерв, потом переклассифицирован в вертолётоносец и пошёл на металлолом а 1959 году.

А теперь о "Суванни" и одном из его командиров. Этот авианосец был тоже переделан из танкера. Был спущен на воду 4 марта 1939 года под именем "Макэй", принадлежал компании Keystone Tankship Corporation. Далее примерно та же история - возил нефть в коммерческих целях, потом куплен ВМС США и получил новое имя. Позже переделан в авианосец и 24 сентября 1942 года вступил в строй под командованием Джозефа Кларка .

Джозеф Кларк был первым индейцем (чероки), окончившим Военно-морскую академию США. Это произошло в 1917 году. И он стал единственным адмиралом - индейцем

кларк

Кларк предпочитал, чтобы его называли «Джей-Джей» вместо своего полного имени, или прозвищем «Джоко». Не менее интересной личностью была его жена. Звали её Ольга Евгеньевна Чубарова, родилась 23 сентября 1898 года в Тбилиси. Была замужем четыре раза, причём детей никогда не имела. Кларк был её четвёртым и последним мужем, а первым - офицер Белой армии по фамилии Чагодаев, который называл себя потомком Чингиз-хана и князем. Так что она до конца жизни, а прожила 93 года, именовала себя княгиней.

Вторым был знаменитый чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка, они были в браке до его смерти в 1942 году. Её третий муж был чемпионом по академической гребле, он выигрывал олимпийскую золотую медаль и был намного моложе ее.

С Кларком, тогда уже адмиралом в отставке, они встретились в 1963 году. Брак оформили не сразу, но прожили вместе до его смерти в 1971 году. Она была "крестной матерью" фрегата "Кларк", спущенного на воду 24 марта 1979 г.

кларк9

Более замуж не выходила и умерла в 1995 году.

Сам Кларк прошёл примерно тем же путём, что и Сэмпл. Зарекомендовал себя грамотным и агрессивным командиром. 11 ноября 1942 года его самолёты обнаружили и потопили вишистскую подводную лодку в районе Касабланки. Это была первая подводная лодка, уничтоженная эскортным авианосцем. После командования "Суванни" в Атлантике и в районе Северной Африки Кларк 13 апреля 1943 года был назначен командиром только что построенного авианосца "Йорктаун"

кларк10

Благодаря своим командирским качествам уверенно поднимался по служебной лестнице. Во время Корейской войны Кларк командовал Оперативной группой Fast Carrier (TF 77), получил звание вице-адмирала и позже возглавил 7-й флот. Вышел в отставку 1 декабря 1953 года в звании адмирала. Был назначен почётным вождём народами сиу и чероки. Ну, и заодно председателем инвестиционной компании Hegeman Harris, Inc.

А первый его авианосец "Суванни" честно отвоевал и на Тихом океане. Участвовал во всех основных операциях флота, дважды в него врезались камикадзе, но он выстоял. После войны был выведен в резерв. В 1959 году вычеркнут из списков ВМС и продан частной пароходной компании с целью обратного переоборудования для гражданского флота. Но дело не срослось. В 1962 году был разрезан на металлолом в Испании.

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico





Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments