Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Что они понимают в героизме, эти иностранцы?

Эта статья в принципе развитие темы предыдущей, посвящённой отношению к "Варягу" и лично к его командиру Рудневу, с одной стороны иностранцев, в том числе и противника, японцев, и с другой - многих наших соотечественников. И в комментариях к ней Рудневу снова досталось немало критики и обвинений наших сторонников дистиллированной правды и подлинного героизма.
А давайте мы с вами рассмотрим события 1879 года во время чилийско-перуанской войны, послужившие основанием для объявления 21 мая Днём чилийского военно-морского флота, имеющим второе название: День военно-морской славы. И это при том, что чилийцы потерпели поражение, а если стать на позиции наших критиков "Варяга", то проявили не только бестолковость, но и довольно паскудное отношение к противнику.

Итак, южноперуанский порт Икике был блокирован тремя чилийскими кораблями: корвет «Эсмеральда», шхуна «Вирген де Ковадонга» и транспорт «Ламар» с десантом на борту. Для деблокады направились монитор "Уаскар" и бронированный фрегат "Индепеденсия". "Эсмеральдой" командовал капитан 2 ранга Аугустин Артуро Прат Чакон

уаскар8

Его деревянный корвет с паровым двигателем был на тот момент вооружён 16 сорокафунтовыми (18 кг) пушками. В скобках вес снаряда, если что. Экипаж был порядка 200 человек.

уаскар9

Об "Уаскаре" я подробно рассказывал в предыдущеё статье, он был вооружен двумя пушками по 300 фунтов (140 кг), двумя пушками по 40 фунтов (18 кг), одной пушкой по 12 фунтов (5,4 кг) и одним пулемётом Гатлинга и имел бронированный корпус.

уаскар13

Командовал им на тот момент капитан 1 ранга Мигель Мария Грау Семинарио.

уаскар7

Когда утром 21 мая 1879 года на горизонте показались перуанские корабли, "Ламар" получил от Прата приказ уходить в южном направлении.

"Индепеденсия" погналась за "Ковадонгой", как оказалось, на свою голову, а "Уаскар" принялся за "Эсмеральду". Он превосходил её в скорости, к тому же у неё по ходу дела взорвались два котла, так что уклониться от боя она не могла. Надо сказать, что население города в большом количестве прибыло на берег полюбоваться боем. Как будто сейчас мало дураков стремятся заселфиться на фоне подобных событий. Люди совершенно не меняются.

Заметив это, мудрый Прат постарался расположить свой корабль между вражеским монитором и городом с зеваками. Глубокий тактик, не так ли? «Снаряды летели мимо нас, а некоторые причиняли вред населению, поэтому наша позиция была выгодной», — позднее отмечал в своём докладе чилиец лейтенант Луис Урибе. Чтобы не поражать своих сограждан, "Уаскар" был вынужден применить навесной огонь, а учитывая скорость перезарядки главного калибра, около 10 минут, дело начало затягиваться. Но тут перуанцы подтянули на берег несколько армейских пушек и согнали "Эсмеральду" с насиженного места. Сдаваться она не собиралась, ещё перед боем Прат обратился к команде со словами: "Ребята, я знаю, что бой будет не в нашу пользу. Но будьте отважны, ни разу наш флаг не спускался перед врагами. Со своей стороны, пока я жив, этот флаг будет развеваться на своем месте, и если я умру, мои офицеры будут знать, как выполнять свои обязанности. Да здравствует Чили!"

Бой затягивался и перуанцы пошли на таран. В момент сближения кораблей они произвели залп главным калибром и было убито порядка 40-50 чилийцев. В это время Прат решил вспомнить свой опыт в абордажах, в которых ранее участвовал неоднократно. Но вместо того, чтобы направить абордажную партию, оставаясь продолжать командовать боем, он, вооружившись саблей и револьвером, перескочил на палубу "Уаскара" сам. Его призыв к атаке в суматохе боя не услышали или не захотели услышать никто, кроме двух матросов. Один из них во время прыжка упал за борт, другой был моментально убит. (По другим данным, старшина Хуан де Диос Альдеа был только ранен и умер от ран). Сам Прат успел застрелить перуанского лейтенанта Хорхе Энрике Веларде Кастанеда

уаскар11

Веларде стал единственным перуанцем, погибшим в этом бою на "Уаскаре". Немедленно после этого чилийский командир был убит сам, пуля попала ему в лоб.

После тарана "Уаскар сдал назад. "Эсмеральда" оставалась на плаву. Грау предложил чилийцам сдаться, но после короткого совещания с офицерами ставший во главе "Эсмеральды" лейтенант Луис Урибе Оррего

уаскар12

сдаваться отказался, а флаг корабля был прибит к мачте гвоздями. Лейтенат ещё станет вице-адмиралом, Главкомом чилийских ВМС, Военным и военно-морским министром, начальником военно-морской академии и автором многих трудов по военно-морской тематике.

А в тот момент "Уаскар" ринулся на второй таран:

уаскар6

На этот раз на его палубу перепрыгнули 12 чилийцев во главе с младшим лейтенантом Игнасио Серрано. Однако их мачете и винтовки оказались бессильны против пулемёта Гатлинга. Третий таран лишь подвёл последнюю черту. 57 выживших чилийцев были подобраны шлюпками с "Уаскара".

Меж тем, "Индепеденсия", благодаря умелым манёврам командира "Ковадонги" капитан-лейтенанта Карлоса Конделла де ла Хаза выскочила на камни. После чего чилийская шхуна начала расстреливать самый крупный корабль перуанского флота:

уаскар10

Перуанская команда стала спасаться на шлюпках, при этом чилийцы не прекращали огня, поскольку флаг на "Индепеденсии" не был спущен. В отличие от перуанцев, особым гуманизмом они не заморачивались. В итоге на борту "Индепеденсии" осталось в живых только 20 человек, которых спас "Уаскар", к тому моменту разделавшийся с "Эсмеральдой". "Ковадонга"от боя с новым мощным противником благоразумно уклонилась, но "Индепеденсия" была погублена безвозвратно.

Теперь о некоторых последствиях этого боя. Карлос Конделл стал после него капитаном 2 ранга, сделал блестящую карьеру, также занимал должность морского министра. Судьба "Ковадонги" закончилась печально. В следующем году перуанцы начали применять хитроумный трюк. Однажды с "Ковадонги" заметили дрейфующий барказ без людей, при ближайшем рассмотрении он оказался загружен свежей провизией. Барказ пришвартовали к борту и начали разгрузку.

Но вместе с провизией на нём находилась замаскированная мина. 350 килограммов взрывчатки сделали своё дело надёжно. Из 110 членов команды шхуны погибло 33, в том числе и новый командир. Шхуна затонула за 10 минут.

Ставший контр-адмиралом командир "Уаскара" Мигель Грау погиб в том же году во время неравного боя с 6-ю чилийскими кораблями, два из которых были броненосцами. Он принял смерть на боевом посту, чилийский снаряд поразил мостик монитора. После этого "Уаскар" был захвачен чилийцами и закончил службу в их флоте, став теперь музеем.

Командир "Индепеденсии" Хуан Гильермо Мур Руис

уаскар15

был отдан под трибунал и уволен с флота. Но вскоре вернулся на морскую службу и командуя монитором "Манко Капак" снова встретился с "Уаскаром" уже носившим чилийский флаг. И смог вывести его из строя, убив при этом чилийского командира. После гибели "Манко Капака" командовал береговыми батареями и погиб при штурме Арики.

А теперь вернёмся к Прату. Казалось бы, именно Конделл добился блестящего успеха, уничтожил превосходящего врага, сохранил свой корабль и команду. Ан, нет, именно Прат, о котором в письме его вдове Мигель Грау, имевший прозвище "Джентльмен моря" писал: «Капитан Прат пал жертвой своей неумеренной храбрости во имя славы и защиты флага своей страны. Я искренне сожалею об этом печальном итоге нашего поединка», стал национальным чилийским героем. Ему установлены величественные памятники:

уаскар18

О нём написаны возвышенные картины:

уаскар16

144 улицы в Чили носят его имя! Спустя годы Прат настолько укоренился в чилийском народном сознании, что газеты начали использовать термин «пратиотизм» для обозначения «патриотизма». С 1905 года дата битвы была объявлена ​​чилийским национальным праздником как День военно-морской славы ( Dia de las Glorias Navales ) и отмечается повсюду в стране.

Не знаю, есть ли в Чили граждане, заявляющие: "А чо такого - бой проиграл, корабль погубил, сам погиб бестолково..."
У нас бы точно нашлись.

P.S. Кстати, после гибели Мигеля Грау на "Уаскаре" в том безнадёжном бою против чилийской эскадры перуанцы тоже открыли кингстоны. Только чилийцы успели высадить абордажную партию и предотвратить самозатопление корабля.

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico Вести я его не переставал и не собираюсь.






Tags: Война, История, Море и моряки, Общество, Размышления о жизни
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments