Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

О благородстве войны на море.

Если только можно вообще говорить о каком-то благородстве во время войны, когда главная задача - уконтропупить врага, пока он это не сделал с тобой. И в таких случаях применение оружия, несравнимо превосходящего оружие противника, только приветствуется.

Вспомним-ка пресловутый "греческий огонь", которым византийцы палили корабли противника, ничего не могшего им противопоставить. Да и при обычном вооружении о каком благородстве можно говорить в случае, например, когда два турецких линейных корабля атаковали наш бриг "Меркурий". Но он мог в любом случае отстреливаться, а вот когда противник беззащитен - как с ним обходиться?

В этом плане вопиющим примером является потопление германской лодкой U-9 двух британских крейсеров, занимавшихся спасением членов команды уже потопленного третьего. Вам не кажется это довольно подловатым? Вот фотография героического экипажа U-9 со своим командиром, капитан-лейтенантом Веддигеном, сидящем в центре:

благородство

На вид, вполне нормальные лица людей, умертвивших за время чуть более часа 1 459 человек. Первые два слова на открытке - НАШИ ГЕРОИ.

Стало понятно, что такое героизм в понимании современников. Я чуть ниже ещё вернусь к этой мысли. Естественно, англичане были сильно возмущены такой низостью. Они и вообще-то считали подводные лодки подлым оружием, обладая самым могучим флотом и кораблями, способными разнести любого противника на клочки. Но нашла коса на камень. И вот уже корль Георг V карабкается по трапу-лестнице после посещения британской подводной лодки-парохода типа "К"

благородство1

И ещё одно. Такие действия вели к тому, что командование было вынуждено запрещать командам кораблей спасать своих товарищей, чтобы не рисковать увеличением потерь. Одно зверство рождает другое, уже по отношению к соотечественникам.

Веддиген был награждён сразу двумя Железными крестами. Но и после этого оставались люди, даже на германском военном флоте, ещё придерживавшиеся каких-то принципов человечности.

Особенно это проявлялось по отношению к гражданским судам. Причём иногда в странном сплетении обстоятельств. Тогда ещё было принято давать их командам время покинуть судно и только потом их топить. Чем же ответили на это? На гражданские суда стали устанавливать артиллерию, а потом и вообще оборудовать суда-ловушки, обрушивавшие орудийный огонь на неосторжно приблизившуюся лодку с предложением к команде покинуть судно.

Примечателен случай с потоплением огромного лайнера "Лузитания". Здесь невозможно изложить все стороны этой трагедии, остановимся на самых основных. "Лузитания" не являлась военным транспортом, а совершала обычные коммерческие рейсы, но в тот раз она везла крупную партию боеприпасов для стрелкового оружия и канадских добровольцев, направлявшихся на фронт в Европе.

В том походе подводная лодка U-20 под командованием 30-летнего капитан-лейтенанта Вальтера Швигера до встречи с лайнером уже атаковала несколько судов

благородство2

Их командам была дана возможность покинуть борт перед потоплением. "Лузитания" же шла на очень большой скорости, - как её можно было остановить? Пишется, что немцы всё-таки считали её военным транспортом, хотя, возможно, это уже отмазка после трагедии. Тем не менее, первый вахтенный офицер подлодки Шарль Фегеле (эльзасец по рождению) отказался дать приказ произвести торпедный залп по «Лузитании», за что был посажен под арест.

Атака была произведена лично командиром. Взрыв торпеды оказался продублирован внутренним взрывом, скорее всего это рванули котлы. Жертвами крушения стали 1197 человек, включая 287 женщин и 94 ребёнка, из которых 35 — младенцы возрастом до года. Из семидесяти с лишним подданных Российской империи погибло 43.

Между прочим, перед отправлением лайнера в последний рейс, германское посольство в США разместило на рекламе компании Кунард, которой принадлежало судно, предупреждение об опасности, подстерегающей корабли в зоне ведения боевых действий на море. И что? На это предупреждение попросту забили, ни один купленный билет не был аннулирован. Погибли известные люди того времени, в том числе американский миллиардер Альфред Вандербильт, не умевший плавать, но отдавший свой спасательный жилет женщине с ребёнком. Скажите мне, что это не проявление благородства в войне на море!

А что же капитан-лейтенант Швигер? Якобы в вахтенном журнале осталась запись: Похоже, что судно продержится на плаву совсем немного. Погрузился до 24 м и следую в море. Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытающихся спастись...

Германские подданые в Нью-Йорке отметили эту победу немецкого оружия сборищем в одном из отелей и торжествами с исполнением патриотических гимнов. США на тот момент ещё не были в состоянии войны с Германией, но терпеть такое было невозможно. Разъярённые нью-йоркцы от души наваляли тевтонам, правда, никого не убили .

А командиры обеих лодок в итоге нахлебались солёной водички досмерти. Веддиген погиб на лодке, протараненной линкором "Дредноут". А Швигер по иронии судьбы нарвался таки на судно-ловушку. Спасаясь от него, лодка налетела на мину и погибла со всей командой.

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Война, Герои нашего времени, История, Люди, Море и моряки, Общество, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici сентябрь 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments