Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Матросы верхом на пушках и истории их кораблей

пушки4

Довольно распространённый сюжет, но что кроется за этими снимками? Давайте заглянем поглубже. Это снимок британских моряков линкора "Нельсон". Корабль был несколько необычен. Как и у его брата "Родни" (а по-английски - сестры), в отличие от других линейных кораблей все три башни главного калибра были расположены в носовой части:

пушки7

А надстройка смещена в корму. Тем не менее, введённый в состав флота в 1930 году, он вместе со своим братом-сестрой считались некоторое время самыми мощными линкорами в мире.
И уже в 1931 году их личный состав вместе с 12 000 моряков других кораблей принял участие в так называемом Инвергордоновском мятеже. Великая депрессия затронула и Британию. На флот просочились сведения, что правительство собирается снизить жалованье личному составу в зависимости от категорий от 10 до 25%. Вот тут профессиональный флот и показал себя во всей красе, матросы попросту отказались выполнять команды офицеров. Обошлось без крови, но флот был парализован.

Из воспоминаний одного участника мятежа: Корабли были полностью под нашим контролем. Мы выполняли обычные повседневные задания, такие, как раздача продовольствия, чистка жилых помещений, обеспечение безопасности личного состава и организация пожарных партий в ночное время. Распоряжения офицеров нам не требовались и мы полностью игнорировали и с презрением отвергали их.

В итоге правительство пошло на попятную, был достигнут знаменитый британский компромисс - зарплаты хоть и должны были быть снижены, но не более, чем на 10% максимум. И ещё одно важное завоевание: было разрешено жениться тем, кто не достиг возраста 25 лет :)

После начала войны уже в декабре 1939 года линкор наскочил на мину, установленную немецкой подводной лодкой. Ремонтировался до августа 1940 года. Досталось ему и от итальянцев. В сентябре 1941 года был поражён итальянской авиационной торпедой, ремонтировался до мая 1942 года. Поддерживал высадку войск союзников в Алжире и Италии. Во время выполнения такой же задачи в Нормандии опять подорвался на двух минах, ремонтировался в США. Ещё успел поучаствовать в боевых действиях в Малайзии, но через пару месяцев Япония капитулировала. Век его был недолог - в 1949 году он пошёл на металлолом.

А это матросы австралийского крейсера "Перт":

пушки5

Снимок сделан в Средиземном море. Казалось бы - где Средиземное море, а где Австралия? Но на то она и Мировая война. И это не самое далёкое место, куда этот крейсер добирался. Вот он в Панамском канале:

пушки9

Спущен на воду в Британии и служил в английском флоте под названием "Амфион". Кстати, предыдущий "Амфион" стал первым британским военным кораблём, погибшим в Первую мировую войну. Уже 6 августа 1914 года он пошёл ко дну после подрыва на минах.

А наш герой в 1939 году был продан Австралии, где получил название "Перт". Хорошее название - в этом порту высживались в большом количестве британские каторжники, составившие немалый процент первоначального белого населения континента.

пушки8

Весь начальный период войны до марта 1940 года он нёс службу в Вест-Индии. Куба, Тринидад, побережье Венесуэлы, Бермуды. После возвращения в Австралию прошёл ремонт и модернизацию, после чего патрулировал и проводил конвои в районе Австралии, а также сопровождал транспорты с австралийскими войсками, перевозившимися на Ближний Восток.

В январе 1941 года началась его служба в Средиземном море, во время которой и сделана фотография матросов, сидящих на стволе орудия. На Мальте попал под бомбёжку, получил серьёзные повреждения. После ремонта принимал участие во многих операциях союзных флотов, уж кому-кому, а ему отстаиваться не довелось. В мае опять попал под бомбёжку, в результате прямого попадания немецкой бомбы было убито несколько человек из команды и перевозимых сухопутных подразделений.

Начало 1942 года он встретил опять на Тихом океане. Во время поражения союзного флота в Яванском море "Перт" не получил повреждений, но и сам ничего не добился. В надежде сохранить остатки эскадры, командующий Карел Доорман отдал последний приказ "Перту" и "Хьюстону"— не останавливаться и не оказывать помощь экипажам погибших кораблей. Оба крейсера покинули район сражения и взяли курс на порт Батавия.

Через сутки оба корабля встретились с превосходящими силами японцев. Отчаяное сопротивление их не спасло. Да и то сказать - по ним помимо артиллерийского огня было выпущено 87 (!) торпед. 4 из них попали в "Перт". Лёгкому крейсеру этого было более, чем достаточно. Спасались на надувных плотиках и других подручных средствах. В бою и при эвакуации погибло 350 человек. Из добравшихся до берега не выжило ещё четыре моряка, остальные попали в плен. Известно, что японский плен в то время был отнюдь не халва, в неволе погибло ещё 104 человека.

Во время перевозки пленных морем японский транспорт подвергся атаке подводной лодкой. Среди оставшихся в живых и подобранных этой лодкой были также 4 моряка с "Перта". Остальные 214 человек оставались в плену вплоть до окончания войны.

Глядя на жизнерадостных молодых людей, оседлавших пушку, поневоле задумаешься - какая судьба выпала каждому из них?

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Война, История, Море и моряки, О море, Флот, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments