Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Что и как "шхерили" матросы. Об этом и других морских словечках

шхера

Иду как-то по штормовому коридору своего катера и слышу какую-то возню в шахте забора воздуха носового машинного отделения. Эта шахта может перекрываться противопыльным фильтром, он представляет собой раму, в которую вставляются сделанные из металлической сетки в несколько слоёв кассеты. Обычно она стоит в вертикальном положении, но при нужде снимается со стопоров и перекрывает шахту наискосок.


Приоткрыл небольшую дверцу, ведущую в шахту, и вижу матросскую задницу, торчащую из-за слегка отклонённой от вертикального положения рамы. Делать там абсолютно нечего, ясно, что боец что-то "шхерит", а на обычном языке прячет.

"Как всем известно" ™, шхеры - это лабиринты из скалистых островков и узких извилистых проток между ними, где очень легко заблудиться или наоборот, намеренно спрятаться. Это словечко давно поселилось в морском жаргоне, обозначая потаённое место на корабле. Есть и производные от него - глаголы зашхерить (есть вариант с буквой К, зашкерить) - спрятать, зашхериться - спрятаться самому, а также прилагательное зашхеренный.

Героем оказался молодой электрик по кличке "Киса", высокий белобрысый ленинградец, довольно неловкий добродушный парень первого года службы. Ясно, что три бутылки портвейна он прятал не для себя, а по поручению старших товарищей. Я не счёл нужным его наказывать, а просто вывел на бак и расколотил при нём эти бутылки о привальный брус, чтобы остались следы и Киса смог бы доказать своим поручителям, что не скрысил сам, а действительно механик совершил это кощунство.

Второй интересный случай с зашхеренным был связан тоже, как ни странно, с воздухозаборной шахтой. Только если на ракетных катерах воздух в шахты забирается через жалюзи наверху штормового коридора, то на торпедных крылатых проекта 206М в кормовую машину воздух попадает через жалюзи в задней части этого коридора, на фото обозначено стрелкой.

Нам было поручено расконсервировать такой катер, стоявший в Черноморском, привести машину в рабочее состояние и перейти в Балаклаву на СРЗ, где его должны были лишить крыльев, торпедных аппаратов и в качестве артиллерийского отправить на Сейшельские острова (и там довелось побывать).

Сколько он стоял в "консервах", не помню, что несколько лет - это точно. Когда корабль законсервирован, принимаются меры для его максимальной герметизации, чтобы свежий воздух, содержащий влагу, не проникал внутрь, вызывая коррозию, а во всех помещених расставляются противни с силикагелем, круглыми гранулами, поглощающими влагу из уже имеющегося воздуха.

Стали снимать металлический щит, закрывавший эти кормовые жалюзи, там болтов 30 как минимум было. И обнаружили за ним свёрток из клеёнки, содержавший прекрасно сохранившийся комплект новенькой матросской формы №3. Кто и с какой целью её там зашхерил, осталось конечно, тайной. Но обычно шхера должна быть достаточно легкодоступна. Не представляю, как планировалось добывать форму обратно, учитывая такое колиство крепежа. Так она там и осталась, не дождавшись хозяина.

В училище на первом курсе пытались зашхериться от участия в утренней физзарядке, когда уже наступала холодрыга, но продолжали выгонять из казармы в одних трусах и "гадах". Но эти попытки быстро прекратились, все шхеры в казарме дежурная служба давно знала наизусть.

На эсминце во время моей первой корабельной практики матросы шхерили в машинно-котельном отделении "птюхи" - хлеб с маслом и сахар, в расчёте схомячить их в удобный момент. Не потому ли там было полно крыс, а тараканы маршировали по машине во всех направлениях, особенно по изоляции в верхней части котлов. Там, кстати, были зашхерены и матрасы с одеялами, где годки почивали, зашхерившись от начальства.

Но если "шхера" - это нелегитимное хранилище, то "кандейка" - вполне себе законное, обычно небольшое помещение для хранения всякой всячины. Это слово в таком значении я слыхал на флоте неоднократно, но параллельно кандейкой можно было назвать пустую банку из-под краски, например - "возьми кандейку, сходи к боцману, пусть нальёт "слоновки" подкрасить дизель".

Такие различные значения одного слова меня заинтересовали и вот что я накопал. Изначально кандия есть церковный сосуд, используется в частности для переноски святой воды, вот так она может выглядеть:

шхера1

Но в то же время она может служить и для подачи звуковых сигналов во время церковной службы:

шхера2

Согласно древним Уставам, в греческих и русских монастырях во время трапезы игумен ударом лжицы о край металлической кандии извещал о начале и об окончании трапезы, смене блюд, разрешении пить вино.

Но это кандИя. А вот кандЕя по Далю, это светский сосуд - чашка, чашечка, жбан.

Кроме того, кандеем (кондеем) называют кондиционер, камеру для штрафников (карцер), у Конецкого так называли повара на рыбацких судах, в некоторых местностях питейные заведения и даже эстрадного певца и музыканта Алексея Кондакова.

P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4







Tags: Воспоминания, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments