Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Как русские гидросамолёты брали на абордаж вражеские суда

орлица а

17 июля - день морской авиации России. Довольно странный выбор даты и вот почему. В этот день 1916 года четыре гидросамолёта с авиатранспорта Балтийского флота "Орлица" вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами и сбили два из них. Лейтенант Петров произвёл атаку, сблизившись до 15 метров, вот какие дистанции боя были!

Наши самолёты прикрывали с воздуха соединение российских кораблей (вот с каких пор выполняется эта задача, а ныне кое-кто глупо вопрошает - зачем нужны авианосцы России?). Немцы были специально посланы разобраться с "Орлицей", да не выгорело. Более того, один немецкий самолёт приводнился, пара наших села рядом и взяла в плен экипаж.

Однако на сайте Российского военно-морского архива упоминается, что ещё 2 июля по новому стилю всё тот же лейтенант Петров сбил один из двух вражеских самолётов, пытавшихся атаковать линкор "Слава". Так почему не эта дата или даты боёв черноморских лётчиков с авианесущих кораблей, которые произошли ещё в 1915 году? Впрочем, именно в этот день в 1996 году вступал в свои обязанности новый министр обороны РФ, наверняка ему не до таких тонкостей было, когда он подписывал приказ, утверждающий эту дату. И референты министра не сильно заморачивались в старых и новых стилях, а на самом деле бой произошёл 4 июля именно по нашему новому стилю.

Конечно, полноценным авианосцем "Орлица" не была. Взяли подходящий пароход, оборудовали закрытыми брезентом ангарами и кранами, удобными для спуска и подъёма с воды гидросамолётов:

орлица

В заголовке она же, но с откинутым брезентом, видны стоящие на палубе самолёты. На Балтике был только один авиатранспорт, оно и понятно, боевые действия велись в прибрежных водах, так что могли применяться и самолёты с сухопутных аэродромов.

Другое дело Чёрное море, чтобы добраться до противника, надо было его перелететь, да потом вернуться, по тем временам это было нереально. Поэтому тут в состав флота входили гидроавиатранспорты «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз», «Румыния», «Король Карл», «Дакия», «Император Траян», всего 6 авиаотрядов, 33 самолёта. Небольшой размер самолётов позволял транспортировать их в случае необходимости даже на эсминцах типа "Новик":

новик

Несколько эпизодов действий российской морской авиации на Чёрном море. Ещё в марте 1915 года самолёты с авиатранспорта "Николай I", вышедшедшего с отрядом кораблей к турецкому побережью, производили разведку вражеских укреплений, а также бомбили батарею Эльмас и военные казармы.

В мае самолёты с того же авиатранспорта проводили разведку пролива Босфор для корректировки артиллерийского обстрела эскадры, а также проводили воздушную разведку и при других выходах наших кораблей.

В феврале 1916 отряд кораблей, которые теперь называются авианосносной ударной группировкой (АУГ) направился к порту Зонгулдак, откуда вывозился уголь из расположенных в том районе шахт. Два авиатранспрта, "Николай I" и "Александр I" в 15-ти милях от берега всего за 36 минут спустили 11 (по другим данным 14) самолётов, которые произвели бомбардировку порта. Рассмотрим этот бой подробнее.

Когда самолёт лейтенанта фон Эссена ( скорее всего родственника адмирала фон Эссена, чьим именем назван новейший российский корабль) вернулся с бомбардировки и на него уже был подан конец, корабль неожиданно дал ход, конец попал на двигатель самолёта и повредил один из клапанов. Одновременно авиатранспорт открыл артиллерийский огонь, а лётчики увидели приближающуюся торпеду, которая ткнулась в самолёт, но не взорвалась.

Оказывается, охранявший с воздуха место погрузки самолёт лейтенанта Корниловича заметил перископ вражеской подводной лодки, пытавшейся атаковать , подал дымовые сигналы и стал кружиться над местонахождением лодки. Корабль начал обстрел этого места ныряющими снарядами. Атака лодки была сорвана. Это был первый случай применения авиации как противолодочного оружия.

Во время бомбардировки экипажу самолёта в составе лётчика В.М.Марченко и летнаба князя Лобанова-Ростовского удалось прямым попаданием 50-фунтовой бомбы утопить турецкий пароход водоизмещением 2000 тонн. Вся бомбардировка порта, железнодорожного узла и артиллерийских батарей длилась около часа, было сброшено 48 бомб весом от 20 до 10 килограммов.

Гидросамолеты Черноморского флота бомбили Константинополь (Стамбул), Босфор, Трапезунд, Варну, Ризу, Румелию, Синоп и т.д., обеспечили проведение и защиту десятков малых и крупных десантных операций сухопутных сил, разведку и бомбежку вражеских кораблей, разведку минных полей противника и патрулирование своих минных полей, корректировку огня корабельной артиллерии по укреплениям противника на суше, разведку этих укреплений.

Ну, и про тот самый абордаж. 3 марта 1917 года самолёт лейтенанта Сергеева пулемётным огнём заставил команду турецкой шхуны прекратить движение судна. После этого самолёт приводнился и пока штурман держал шхуну под прицелом пулемёта, Сергеев забрался на борт и с револьвером в руках загнал турок в трюм. Вскоре приблизился русский миноносец и отволок судно со всем грузом в Севастополь.

А сколько таких подвигов так и останутся нам неизвестны?

P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://zen.yandex.ru/amico







Tags: Война, История, Как это делается, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments