Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Военные моряки на высоких государственных постах.

кеннеди


Завтра день ВМФ, с чем я вас поздравляю уже сегодня :) Поэтому считаю уместным ещё один текст о моряках.

Президент Соединённых Штатов - чем не высокий пост? Я посмотрел - за историю этого государства было десять президентов, бывших генералами или командующими войсками, правда все они воевали на суше. И три президента, связанных с флотом. Первый - это Джон Кеннеди, во время войны командовавший торпедным катером. Менее года, но проявил себя достаточно, чтобы получить боевые награды. Тяжёлая малярия и травма спины вынудили его после длительного лечения уйти в запас. Здесь Кеннеди со своей командой, крайний справа:

кеннеди1


А второй - Джордж Буш старший. Правда, он был морским лётчиком, служившем на авианосце «Сан-Хасинто». Участвовал в 58 боях, в одном из них бомбардировщик под его управлением был подожжён, тем не менее уже с горящим двигателем отбомбился по цели, и лишь после этого ушёл в сторону моря. Буш остался единственным выжившим, подобран американской подводной лодкой. Потом продолжил боевые вылеты, был уволен со службы после капитуляции Японии.
буш


Третий - Джимми Картер.

картер


В 1943 году он прошел 3-летнюю подготовку в учебном заведении на базе американских ВМС. Показав 60-й результат в успеваемости, Джимми получил степень бакалавра наук и звание мичмана военно-морского флота США.

В течение 2 лет молодой офицер служил в Тихом и Атлантическом океанах, а затем перебрался на борт субмарины USS Pomfret и в чине лейтенанта принял участие в программе развития атомных подводных судов.

В 1952 году Картера как специалиста по военно-морским реакторам отправили в Вашингтон, где он участвовал в ремонте аварийной канадской модели NRX и прослушал курс лекций по ядерной энергетике. После смерти отца в середине 1953 года Джимми оставил службу и вернулся в Джорджию, чтобы продолжить и расширить семейный сельскохозяйственный бизнес.

Если вернуться на европейский континент, то нельзя пройти мимо адмирала Хорти. В 1918 году дослужился до должности Главнокомандующего австро-венгерским военно-морским флотом. Флот был довольно приличным, одних линкоров четыре единицы. Но потом империя распалась, моря у Венгрии не было и адмиралу нашлась другая должность.

хорти


Обычно регентом называется временный правитель государства при малолетнем венценосце, но в Венгрии сложилось так, что короля не было вообще никакого, а регент был - адмирал без флота Хорти. С 1920 по 1944 год он стоял во главе венгерского государства. Влез в войну с СССР, а когда попытался выйти из неё - был насильно удалён от власти. Но в качестве военного преступника судом не преследовался, умер в Португалии своей смертью в 1957 году.

Зато хотя гросс-адмирал Дёниц пробыл рейхспрезидентом всего 20 дней, на скамье Нюрнбергского трибунала ему посидеть всё-таки довелось:

дениц1

Трибунал припомнил ему "неограниченную подводную войну" и свои 10 лет он отсидел от звонка до звонка. Остаток жизни прожил в деревне на севере ФРГ, внимания к себе не привлекал. Умер в 1980 году.

А обратимся-ка к России. У нас столь высоких постов моряки не занимали, но губернаторами были неоднократно. Взять хотя бы Николая Михайловича Баранова, человека талантливого во многих отношениях - изобретателя, храброго морского офицера, публициста, энергичного администратора.

К сожалению, я не нашёл его изображения в молодые годы. Так он выглядел под конец жизни:

Nikolay_Mikhailovich_Baranov


А время после выпуска его из Морского кадетского корпуса в 1858 году было такое, что старые парусники уже сходили со сцены, а новых боевых паровых кораблей было совсем мало. Тогда военные моряки имели возможность служить на гражданских судах Русского общества пароходства и торговли. Баранов получил опыт плавания на современных судах, исполняя на них должности старшего офицера и командира.

После возвращения на военный флот служил командиром береговой батареи, где проявил свой талант изобретателя, усовершенствуя всё, к чему можно было приложить руки. Немного позже он сумел модернизировать стоявшую на вооружении однозарядную винтовку Альбини, превратив её в скорострельную многозарядную. В последующие годы на заводе Н. И. Путилова по проекту Баранова переделали для морского ведомства около 10 тысяч винтовок.

С началом русско-турецкой войны стало ясно, что имеющихся боевых кораблей на Чёрном море явно недостаточно. Но для борьбы с вражеским судоходством в те времена они были и не нужны. Баранов предлагал вооружать быстроходные торговые пароходы с большой дальностью плавания, превращая их в новый тип кораблей - крейсера. Подал рапорт на высочайшее имя.

Ему и было поручено воплощать эту идею в жизнь, под его командование поступил пароход "Веста", которым он командовал ещё во времена своей службы в РОПИТе. Пароход был вооружён тремя нарезными орудиями образца 1867 года, двумя 107-мм и одним 87-мм на элевационном станке, двумя малокалиберными (42-мм) скорострелками Энгстрема, а также шестовыми минами. Наряду с орудиями образца 1867 года и недавно появившимися заграничными скорострельными пушками на «Весту» в самый последний момент установили пять 6-дюймовых (152-мм) мортир. Навесной огонь мортир представлял серьёзную угрозу даже для турецких броненосцев, не имевших бронированных палуб. Вот этот грозный крейсер:

Vesta


И "Весте" таки пришлось схлестнуться с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» . Наивно было бы думать, что грузо-пассажирский пароход, даже вооружённый, сможет противостоять броненосцу в прямом столкновении. Но искусное маневрирование Баранова и точная стрельба российских артиллеристов помогли выстоять в течении более чем пятичасовой схватки и вынудили противника отступить с серьёзными повреждениями.

Три офицера и восемь нижних чинов на "Весте" были убиты, 24 ранены, сам Баранов дважды контужен. По возвращению в Севастополь офицеров повысили в званиях, Баранов, Перелешин и Рожественский (тот самый, ещё лейтенант) были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени. Остальные офицеры — орденом Св. Владимира с мечами и бантом. Для нижних чинов было пожаловано 12 Георгиевских крестов и столько же унтер-офицерских вакансий. Все офицеры и матросы были награждены пожизненными пенсиями.

Командуя следующим подобным крейсером, "Россией", Баранов смог захватить турецкий пароход «Мерсина». А на нём: 19 офицеров и чиновников, 810 нижних чинов, 26 человек команды парохода, 12 женщин, 6 детей, 21 пассажир мужского пола. И 16 пудов (262,08 кг) серебра высокой пробы. А также личный курьер турецкого главнокомандующего Мухтар-паши с портфелем, набитым секретнейшими документами, приказами и картами.

Объём статьи не позволяет осветить весь дальнейший жизненный путь нашего героя, о нём книги написаны (многие ли их читали?). Но довелось ему исполнять должность и ковенского губернатора, и петербургского градоначальника в самый разгар деятельности бомбистов-народовольцев, с которыми ему удалось управиться вполне успешно, и побыть нижегородским губернатором.

На этой должности во всей красе развернулся его талант администратора в течение 14 лет. Но время брало своё. После прощания с Нижним Новгородом он прожил ещё четыре года. После смерти его именем был назван новый эсминец «Капитан-лейтенант Баранов».

О герое той же войны, Фёдоре Васильевиче Дубасове, ставшим московским генерал-губернатором в самые критические дни 1905 года, и чего это ему стоило, я написал в отдельной статье Он взрывал вражеские корабли, а его старались взорвать в столицах

..................................................................................................

Больше о море и моряках в моём журнале https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-14-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4







Tags: История, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments