Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой

Чемпионом по количеству происшествий с ними остаётся 1981 год - 11, но погибла тогда только одна. А вот в 1968-м, о котором пойдёт речь, за пять первых месяцев не вернулись на поверхность четыре подводных корабля.

Печальный отсчёт начался уже 25 января. Подводная лодка ВМС Израиля "Дакар" совершала переход из Британии в Израиль. Построена она была во время Второй мировой войны и в январе 1945-го вошла в состав британского флота под названием "Тотем".

23071

Сам-то проект лодок типа Т был создан ещё в 1935 году, всего их построили 53 единицы. Разные подсерии могли иметь до 11-и торпедных аппаратов, при этом в нос смотрели от 8-ми до 10-ти. Именно восьмиторпедным залпом лодки "Тренчант" был потоплен японский крейсер "Асигара". Пять из них попали в цель. Бедные японцы...

Наш герой недаром носил такое имя. Канадскими индейцами команде лодки был вручён настоящий тотемный столб, вот этот:

23073

Теперь он находится в музее подводных сил Великобритании, а тогда неотлучно находился на лодке. Индейцы заверили, что пока он на борту, с ней ничего не случится. И ведь не случилось, пока он не был с лодки снят. В первом же выходе без него она погибла.

Но уже под новым названием - "Дакар". К столице Сенегала это слово никакого отношения не имеет, в переводе с иврита оно означает "рыба-меч". Лодка была модернизирована ещё в 1953 году, а в ноябре 1967-го был завершён капитальный ремонт перед её приёмом израильской командой. Выглядела теперь она так:

23072

9 января 1968 года, день в день через 23 года после вступления в состав британского флота, но уже под израильским флагом она отправилась в последний поход.

В две минуты пополуночи 25 января она в последний раз вышла на связь из района восточнее Крита. С ней исчезли все 69 человек команды. Израиль упорно искал лодку в течении 30 лет, были организованы 25 поисковых экспедиций. В конце концов частная американская фирма, уже нашедшая места гибели "Титаника", "Бисмарка" и других известных кораблей, в мае 1999 года на глубине 3000 метров между Кипром и Критом обнаружила разрушеннй корпус "Дакара".

Предварительно ходили разные версии - от потопления лодки злобными русскими до нападение на неё представителей инопланетной цивилизации. Выдвинутая шахта РДП и перископ свидетельствуют, что скорее всего она могла погибнуть из-за ошибки команды или при столкновении с крупнотоннажным судном при движении на небольшой глубине. Со дна удалось достать часть ограждения рубки, которое теперь служит памятником трагически погибшим морякам.

Через два дня после "Дакара", 27 января, исчезла французская лодка "Минерва". Хорошего снимка не нашёл, вот фото однотипной лодки "Эридис", она вторая, погибшая из серии в 11 лодок типа "Дафнэ", только это произошло в 1970 году. После этого их строить перестали.

23075

"Минерва" в отличие от "Дакара" была совсем новой, вошла в строй в 1964 году. Подводное водоизмещение на 500 тонн меньше, чем у израильской, но вооружена она была 12-ю 550мм торпедными аппаратами. Носовой залп тоже мог состоять из восьми торпед. Только перезаряжать аппараты было нечем, это можно было сделать только у причала, да и располагались они вне прочного корпуса. В погоне за уменьшением размеров корабля и команды была принята такая конструкция.

Во время учений в западной части Средиземного моря 27 января в 07:55 от неё было принято последнее радиодонесение. С лодкой в морских глубинах остались 52 члена её команды. Это их последний совместный снимок, датированный второй половиной 1965 года:

23074

Поиски лодки по горячим следам и в следующем году ничего не дали, хотя в них участвовал сам Жак Кусто. Техника того времени не позволила обнаружить лодку на глубине 2350 метров, где её всё-таки нашли два дня назад, 22 июля. Надо сказать, что в этом районе позже погибли ещё три французские подводные лодки, нашли только одну. Причины же их гибели, как и "Минервы", установить не представляется возможным.

7-го или 8-го марта погибла наша К-129. Сейчас наиболее вероятной считается версия аварии её ракетного оружия. Как это произошло - останется наверно невыясненным навсегда, хотя имеют место различные предположения. Я постарался изложить её историю в подробной статье Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки, имевшей рекордное для меня число показов в Яндекс-Дзене, - более 2-х миллионов раз.

Не прошло и трёх месяцев, как в Атлантике исчезла американская атомная субмарина "Скорпион". Вошла в строй в 29 июля 1960 года, т.е. была относительно новой. Экипаж 91 человек, вооружена торпедами, в том числе и с ядерными боевыми частями.

23076

21 мая в 8 вечера лодка последний раз вышла на связь. Координаты, скорость, курс, больше ничего, что могло бы привлечь внимание, в сообщении не было. Частый выход в эфир не принят для атомных лодок, так что понимание, что с ней что-то произошло, появилось только 27 мая, когда она должна была вернуться в базу.

Масштаб поисков был беспрецедентным. Тем более, что автономность лодки позволяла экипажу просуществовать до 70 суток, если только не произошло тяжёлой аварии. Была надежда, что она могла лежать где-то на вершинах подводных хребтов или в прибрежной полосе.

В поисковой оперции в общей сложности были заняты до шести тысяч человек и четыреста кораблей и летательных аппаратов.

Нашли даже потопленную немецкую лодку времён войны, но "Скорпион" обнаружен не был. Со временем поисковые работы свернули, но не полностью. Упорства американцам не занимать, а искать под водой они умеют, даже упоминавшиеся выше три подводные лодки разных государств были в итоге найдены американскими специалистами.

Не стал исключением и "Скорпион". 10 ноября 1968 года он был обнаружен поисковым судном "Мизар" на глубине около 3000 метров к юго-западу от Азорских островов. Удалось сделать фотоснимки разрушенного корпуса. Как всегда, сперва стали подозревать русских, таким образом отомстивших за гибель К-129. А там и пошло-поехало, опять же от пришельцев до нападения гигантской доисторической акулы мегалодона.

Следственная комиссия, заседавшая полгода, отмела всю эту чушь, как и неисправности в силовой установке. Есть несколько вариантов, более вероятных: ошибка персонала, неисправность аппаратуры управления или проблема с трубопроводами. Точного ответа так и нет.

Один из последних снимков моряков "Скорпиона":

23077

Море всегда было сурово с теми, кто посягнул на его глубины. И вряд ли это когда-нибудь изменится.
..................................................................................................

Больше о море и моряках в моём журнале https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-14-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4







Tags: История, Море и моряки
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments