Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Живые двигатели для судов

бурлаки1а

На снимке 1900-го года американский паром мощностью в две лошадиные силы. Лошадки шагают по некоторым подобиям современной беговой дорожки из спортзала, поставленной под углом к горизонту. При этом приводится во вращение вал, на котором укреплены гребные колёса.

Последний такой паром действовал в штате Теннесси до 20-х годов ХХ века. Кстати, бурлаки, как двигатели, тоже просуществовали примерно до этого времени, как в России, так и в Европе, хотя в отдельных случаях их труд находил применение и позже.

Помните заунывные строки Некрасова: "Выдь на Волгу - чей стон раздаётся над великою русской рекой?" Не знаю, сильно ли стонали немецкие бурлаки и обливался ли кто из немецких поэтов слезами в стихотворной форме над их тяжкой долей. Ниже рассмотрим различные иностранные изображения их доморощенных бурлаков.
Возьмём картину Репина "Бурлаки на Волге"

бурлаки6

и гравюру неизвестного мне немецкого художника

бурлаки4

Если отбросить красивости, присущие для романтического стиля, то отличий практически нет, даже метод крепления бичевы к верхушке мачты одинаков. (Мы ещё рассмотрим ниже, почему это делалось).

А это итальянские бурлаки

бурлаки5


Здесь Голландия. И женщин припахивали суда тягать, и собачкам дело находилось

бурлаки2

Кстати, равноправие женского пола в этом деле достигнуто достаточно давно. Известна фотография русских бурлачек, а вот фото бельгийских

бурлаки3

Китайцы как всегда, трудятся совершенно остервенело, да и течение - мама, не горюй. 1946 год, кстати:

бурлаки

Для себя я давно сделал вывод, что нет ничего, что происходило бы в России и не имело аналогов в других странах, европейских в том числе.

А вот некоторые технические подробности рассмотреть интересно. Ну вот мы упомянули о креплении бичевы к верхушке мачты. Зачем? Высказываются предположения - чтобы не цеплялась за различные препятствия на берегу. Но есть и более важная причина. Расчёты показывают, что учитывая длину и диаметр бичевы, её вес мог составлять около 300 килограммов. И чтобы уменьшить долю этого веса, приходящуюся на плечи бурлаков, желательно было другой конец подвесить повыше на мачту.

С какой же силой надо было налегать на лямку, взяв для расчётов стандартное судно, изображённое Репиным, расшиву? Длина их обычно составляла около 25 метров, ширина 7,5, осадка около 1,8 метра. Зато мачта достигала 30 метров. Вес груза составлял около 360 тонн. Я не буду полностью приводить все расчёты, хотя при них учитывались сила течения, величина сопротивления судна в зависимости от его скорости и поперечного сечения погружённой в воду части корпуса, коэффициент зависимости сопротивления от обводов судна, угол приложения тянущего усилия бурлаков к направлению движения судна и угол наклона бичевы к линии горизонта, сопротивление, которое создаёт руль, - всё это проделали до меня.

И получили,что при составе артели из 10-11 человек, каждый должен был создавать тяговое усилие примерно в 40 килограммов. Много это или мало?

Проверить несложно, особенно тем, кто посещает спортивные залы. А те, кто не посещает, могут сделать себе лямку длиной около 2-х метров и шириной около 20 см, к ней прикрепить верёвку, перекинутую через блок, установленный на высоте груди, на другом конце которой привязан груз в 40 кг. После этого впрячься в лямку и начать движение от блока. Когда груз оторвётся от пола - тогда и можно будет ощутить эту нагрузку.

Только надо учесть, что преодолевать её придётся не до конца верёвки, когда вы, шагая, подтянете груз к блоку, а в течение светового дня, который летом длится сами знаете сколько :)

Расчёты производил С.А.Волохов, ИПФ РАН,
г. Нижний Новгород

P.S. Я не упоминаю в заметке всевозможных гребцов, это и так всем известная история :)

Больше о море и моряках в моём журнале https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-14-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4







Tags: История, Как это делается, Россия и мир, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments