Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Был ли штурвал на корабле Магеллана?

рулевой

Представьте - качаются тропические звёзды в чёрном небе, волны падают вниз стремительным домкратом, поскрипывает штурвал в мозолистых руках рулевого. И великий мореплаватель, стоя рядом с ним, пытливо вглядывается в тёмный горизонт, озаряемый вспышками далёкой грозы.

Представили? Я тоже по романтизму своему и необразованности нечто такое воображал. И вдруг намедни узнаю, что ни Магеллан, ни Колумб со всеми их современниками, ни даже сам Дрейк - понятия о штурвале не имели. А управлялись их медлительные небольшие корабли с помощью румпеля, такой оглобли примерно:

румпель

Вот и обойдите вокруг земного шара, преодолевая шторма и течения, наваливаясь на этот рычаг.

С появлением нового типа кораблей с красивым названием флейт румпель перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Высокая кормовая часть судна, увеличение его размера и скорости создавали очень большие нагрузки на рулевых. Первый флейт построили в Голландии в 1595 году и именно на нём был установлен первый штурвал, а изобрёл его мастер Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн.

Дрейк умер от поноса через год в Панаме, так что штурвала он точно не видел. Чем меня привлекает это имя? А тем, что из своего кругосветного плавания он привёз награбленных сокровищ ценой в два годовых дохода всего королевства! Пара сотен таких тружеников Дрейков и остров, где ничего, кроме угля, олова и овсянки не было, стал мощнейшей мировой державой.

Штурвальное колесо с помощью штуртросов и блоков поворачивает в нужном направлении перо руля. Но нагрузка бывает такой сильной, что усилий одного или двух рулевых недостаточно, поэтому устанавливали сдвоенные и даже строенные штурвалы:

штурвал

И вот, значит, шторм, шесть человек как минимум наваливаются на эти штурвалы, а где-то на верхотуре ползают по реям матросы, подбирая паруса. И надо им сквозь вой ветра и шум волн команду подать. Сейчас-то портативные рации есть, на худой конец мегафон. А во времена Магеллана?
У нас на ракетных катерах в оборудование ходовой рубки входил и такой девайс:

рупор

Это рупор, хотя инторнеты на запрос "рупор" усердно подсовывали мне на картинках современные электро-мегафоны. Хотя ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что слово "мегафон" придумал Эдисон в 1878 году, а рупор изобрёл англичанин Сэмюэль Морланд в 1670-м.

Так что Магеллан и иже с ним должны были иметь лужёные глотки, чтобы докричаться до марсовых без всяких технических устройств.

Но ведь эта коническая жестянка не может добыть энергию для усиления звука из дополнительных источников, как её электрический собрат, почему же слышимость улучшается?

Некоторые авторы остроумно сравнивают рупор с лупой - рассматриваемый предмет не становится больше фактически, тем не менее виден гораздо крупнее.

Амплитуда звуковых волн, проходя по всё увеличивающемуся сечению, растёт, согласно законам акустики, а следовательно, эти волны могут распространяться в атмосфере на бо́льшие расстояния. По крайней мере я это так понял, надеюсь, не оскорбив таким определением специалистов :)

Больше о море и моряках в моём журнале https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-14-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4







Tags: История, Как это делается, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments