Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Как советская подлодка американскую на рога подняла

22апреля

В 1989 году американская ПЛ Houston принимала участие в съёмках фильма "Охота за « Красным Октябрём » ". По ходу дела случайно зацепила бусирный трос небольшого буксира, тащившего баржи. И увлекла беднягу под воду, один человек погиб.

В 1990 году британская Trenchant попала в сети траулера Antares и затянула его под воду. Все рыбаки погибли.

В 1984-м лодка Simpson (Чили) после постройки в Германии, проходила испытания в проливе Скагеррак. Зацепилась за сеть датского траулера Ane Katrine и утащила в глубину. Все три рыбака небольшого судёнышка погибли.

Недаром говорится - держитесь подальше от военных и рыбаков! Вот что бывает, когда они встретятся на узкой дорожке. Но если бы только это... Подводные лодки наталкиваются на подводные скалы и нижнюю кромку льдов, таранят надводные корабли и сами попадают под форштевень, как под нож.

И что удивительно, ухитряются сталкиваться друг с другом в подводном положении. А всё потому, что под водой они могут ориентироваться только подобно летучим мышам - по звуку. По шумам, издаваемым другими плавсредствами, или по отражённым от препятствия посылкам собственного гидролокатора. Нет звука, -скажем тот же рыбак выключил двигатель, и лодка слепнет совершенно.

А теперь подойдём к вопросу с другой стороны. Чтобы точно знать, что можно ожидать от противника, надо уверенно его классифицировать. Надводный корабль может быть идентифицирован с помощью самолётов и кораблей - разведчиков, по данным космической разведки или даже донесениям встречных гражданских судов, по крайней мере, в советское время такая практика существовала.

Но существует также так называемый акустический портрет. Каждый корабль издаёт звуки, характерные не только для данного типа, но и чисто индивидуальные, по которым можно практически безошибочно определить его вплоть до названия.

А вот для лодок такой портрет является основным средством их идентификации. Портреты эти создаются усилиями специальных судов гидроакустической разведки и просто противолодочных и других военных кораблей, а также противолодочной и разведывательной авиации. Все добытые фрагменты стекаются в единый центр, и на каждую лодку создаётся индивидуальный портрет.

Но достаточно ли этого? Отнюдь, ведь как внешность человека меняется со временем, так и лодка получает новое оборудование, проходит ремонты корпуса, двигательной установки, могут быть установлены другие винты, и тому подобное. Акустический портрет искажается и требуется постоянно подновлять его новыми штрихами.

А зачем вообще вся эта возня? Очень просто. Захотели вы нанести удар по супостату, а получить ответку в виде баллистических ракет с ядерными боеголовками неохота. Наиболее неуловимыми носителями этих ракет являются подводные лодки, ибо шахты или всякие Тополи всё же контролировать проще. Так что желательно эти лодки до нанесения своего удара заранее уконтропупить. А для этого надо следить за ними неустанно и непрерывно. Ну, насколько это удастся :) Заняты этим другие подводные лодки, построенные как раз для уничтожения ракетоносцев.

16 декабря мы встретились в узком кругу однокурсников, соответственно возрасту ограничились сухим винцом, пошли воспоминания, и один из них, служивший на дизельных лодках 641 проекта среди прочего рассказал такую штуку. Во время боевой службы в Средиземке в 70-е годы им было поручено проконтролировать в заранее назначенных точках прохождение наших атомных субмарин. Ведь дизелюха, вися без движения в водной толще, может быть практически необнаружима для противника, если он пользуется только пассивными средствами обнаружения, чтобы самого себя не выдать.

Так вот, с его слов, практически за каждой нашей лодкой кралась американская. Обнаружить противника с кормовывых углов, маскирующегося за шумом ваших собственных винтов непросто. А американцы и вообще-то были оснащены отличной гидроакустикой и кроме того, заразы, могли прятать свои шумы под видом какого нибудь рыбака или сухогруза. Последнее время у нас всё про могучие средства российской РЭБ (радио-электронной борьбы) талдычат. А была, да и есть наверняка сейчас, борьба гидроакустическая. Такие дела.

Наиболее удобно составлять акустические портреты в районах боевой подготовки российского флота, где наверняка встретишь наши корабли. Здесь лодки противника так и шныряют. Как не вспомнить слова из "Мимино" : Эти "Жигули" чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся...

И в итоге происходят столкновения. Надо сказать, что сталкиваются не только наши с американцами.

4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет. Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован на военно-морскую базу Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

Если вернуться в родные палестины, то может создаться мнение, что в основном именно наших обижают, таранят и вообще топят. Может, кто-то и не согласится, но покопавшись в источниках, я нашёл, что стопроцентно доказанных случаев столкновения наших лодок с американскими всего три. Остальные имеют лишь косвенные признаки, а то и просто базируются на дедуктивном методе.

Одним из неопровержимых случаев является столкновение в феврале 1992г. нашей лодки К-276 «Кострома» с американской « Baton Rouge ». Американцы докрутились, что при всплытии наша лодка протаранила рубкой брюхо наглому соглядатаю. Советский титан, из которого была сделана «Кострома», оказался прочнее американской стали.

Из интервью контр-адмирала Михаила Кузнецова следует, что на американской лодке возник пожар и погиб один человек. Результаты столкновения для нашей лодки видны на заглавном снимке. Обе лодки добрались до своих баз самостоятельно. « Baton Rouge » после обследования была признана непригодной для восстановления и списана на металлолом. Но тут надо учитывать, что спущена на воду она было ещё в 1975 году, так что срок её жизни и так подходил к концу.

Тем не менее наши подводники украсили рубку своей лодки звездой с цифрой 1 в центре. Так в годы войны вёлся счёт потопленным вражеским кораблям.

22апреля1


P.S. Больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-13-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4






Tags: История, Как это делается, Море и моряки, Россия и США
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments