Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Category:

О морских "челноках"



Обычно челноки ассоциируются с людьми, отягощёнными огромными клетчатыми сумками, набивающимися в поезда или автобусы. У нас в Севастополе это выглядело несколько иначе.

Море - самая удобная дорога, что доказывает вся история человечества. А тут масса судов оказалась невостребованными, осбенно из научного флота. Но содержать-то их надо, при том, что деньги на это не выделяются. Вот и приспособили для перевозки "челноков" и их грузов в Стамбул и обратно. Причём ведь на судно можно загрузить куда больше, чем в купе вагона, или автобус. Был в моей жизни непродолжительный период между военной службой и работой на гражданском флоте, когда стать челноком оказалось выходом из безденежья и безнадёги. Не скрою, что пришлось переломить в себе определённые психологические установки, и решиться на такое занятие было нелегко.

На тот момент был ряд обстоятельств, сильно облегчавших эту деятельность. Таможня тогда находилась в Ялте, а садились на пароход мы в Севастополе. Времени перехода до курортного города вполне хватало, чтобы пристроить на судне деньги, превышающие определённые суммы , чтобы не предъявлять их таможенникам. На обратном же пути судно было загружено товарами так, что в некоторые помещения невозможно было протиснуться, не будешь ведь их разгружать на причал в Ялте, а потом снова забивать все судовые помещения? Так что таможня зачастую ограничивалась тем, до чего можно было добраться, таким образом много грузов завозилось сверх заявленного количества.

Первый раз в Стамбул я шёл не в самом спокойном состоянии духа. Сильны были воспоминания о юности на Кавказе, а тут турки, они же ещё более неуживчивыми должны быть? На самом деле, это оказалось не так. Поначалу они вообще обращались "мистер", но потом, как поглядели на торгующих всяким советским товаром мистеров в определённых местах Стамбула, стали относиться более расслабленно.
По началу ведь ездили не только с валютой, которой тогда кот наплакал, но и везли фотоаппараты, различный инструмент, всякий советский ширпотреб, да чего только не везли! Но уже через год-два этот поток иссяк, рынок насытился, брали с собой только валюту. И я успел застать турок, бегавших по причалу в роли зазывал, приглашая посетить свои лавки, которые за короткое время стали владельцами солидных торговых фирм и до общения с рядовыми челноками уже не снисходили. Турция неплохо поднялась на этой торговле.

Что везли оттуда. Поначалу смех - полиэтиленовые пакты, "чиколату" - шоколадные изделия, потом кроссовки, джинсы, трикотажные изделия, стеклянную посуду, кожу во всех видах, позже шубы и дублёнки, я закончил эту деятельность партией газовых плит. Рассуждения о "турецком барахле" с усмешкой отметаю. Уже тогда можно было закупить партию футболок по доллару штука, а то и дешевле, а были по 12 долларов, делавшихся на экспорт в Европу. Только кто тогда стал бы у нас их покупать, учитывая ещё наценку, чтобы отбить затраты и что-то заработать?

Об ограблениях в Стамбуле мне слыхать не довелось, хотя у нас всегда найдутся личности, найдущие себе на задницу приключения даже в Диснейлэнде, может, и там такое случалось. Основной массой были всё-таки наши женщины. И из песни слова не выкинешь,- добивались иногда дисконта, не слишком трясясь над своим целомудрием.

Обычно небольшой гудёж начинался сразу после отбытия из Ялты, но в меру, впереди ждали напряжённые поиски выгодного товара, поскольку связи с постянными проверенными поставщиками были наработаны ещё далеко не у всех. Ну и потом расслабон на обратном пути после удачных закупок.

Загружали суда под завязку, другой раз изумление брало, сколько же в них может влезть, да ещё и на палубу наваливали, сколько место позволяло. Именно перегруз вкупе со штормовой погодой привёл в январе 2001 года к гибели челночного судна "Память Меркурия" у крымских берегов. Перевернулся и пошёл ко дну со всем барахлом. 14 человек спасти не удалось.

Как выглядели причалы в стамбульской Галате в то время, можно увидеть на верхнем снимке.

А так это же место выглядит теперь.



Причалы для челноков организовали в другом месте, а на таких лайнерах они наверняка не водятся :)

Автомобили возили, но редко и немного, насколько мне известно, на этом специализировались дальневосточники. Были ли челночные суда на Балтике - не знаю. Но у нас государство постепенно наводило порядок. Заработала таможня в Севастополе, без связей в налоговой службе стало скучно торговать на рынке, поскольку ужесточились учёт и контроль, а главное, рынок захватили крупные торговцы, закупавшие товары крупными партиями с соответствующими скидками. Конкуренция показала свой звериный оскал и большинство мелких челноков её не выдержали, я в том числе.

Правда, пару раз съездил в Будапешт. Это та ещё история, я её изложил здесь - Приключения "челнока" в Венгрии.

А потом вернулся на море. Но уже совсем в другом качестве.

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Воспоминания, Житие мое..., Как это делается, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments