Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Category:

Если человек оказался за бортом



По-разному эти человеки туда попадают. И трудно описать единый алгоритм его спасения, хотя определённые правила, конечно, есть.

Одно дело, когда это произошло во время каких-либо работ и рядом находились свидетели происшествия. А другое - вышли вы, значит, перекурить на юте и полюбоваться, как солнце садится за кормой. И вдруг видите в кильватерной струе чью-то голову, прыгающую в бурунах и слышите сдавленные вопли. Или ту же голову в обрамлении воротника спасательного жилета в стороне от курса. Это если гражданин с другого судна.

В любом случае надо немедленно бросить за борт ближайший спасательный круг и заорать: "Человек за бортом!" Но никого вокруг нет и никто не слышит. В различных наставлениях пишется, что следует не отрывать глаз от потерпевшего и показывать рукой направление на него. Кому? А судно идёт себе и с каждой минутой потенциальный утопленник отдаляется всё дальше.

Так что желательно плюнуть на это слежение и немедленно сообщить на мостик вахтенному штурману. И тогда всё завертится - по судну объявляется тревога "Человек за бортом!", капитан, конечно, поднимется на мост, далее шлюпочная тревога, судно начинает осуществлять определённые манёвры, носщие красивые названия "поворот Вильямсона" или "поворот Скарноу" в зависимости от ситуации. Их задача - привести судно на место, где находится потерпевший.

Главный фактор, решающий почти всё - время. Если вода достаточно холодная или сильная волна, мучиться ему недолго. Или захлебнётся, или погибнет от переохлаждения. Но и в более благодатных условиях его могут успеть умертвить акулы. Вспомним историю тяжёлого крейсера "Индианаполис", доставившего на остров Тиниан начинку для атомных бомб.



На обратном пути он был атакован и потоплен японской подводной лодкой. Около 800 человек оказались в воде почти на трое суток. Тропические воды, жилеты, плотики, вроде были шансы, но как оказалось, не у всех. В живых остались 321 человек. Даже там свою долю собрало переохлаждение и обезвоживание. Но на поднятых на борт спасателей почти 90 телах погибших были следы акульих зубов, сколько было разорвано или пошло ко дну в результате акульих атак - неизвестно.

Так что в случае гибели корабля или судна в результате военных действий никто голосить "Человек за бортом!" не будет. История потопления подводной лодкой U-9 за два часа трёх британских крейсеров, занимавшихся спасением команд с уже потопленных, вместо уклонения от атак подводного противника, учит о пагубности гуманизма в таких обстоятельствах.

Думаю, никто не объявлял тревогу "Человек за бортом!" и на "Титанике", и в сотнях подобных же крушений. А ещё людей смывает с палубы волной, сдёргивает канатами, они падают с трапов и причалов, ранее срывались с мачт. Есть шанс оказаться за бортом и у рыбаков. А были случаи, когда за борт выкидывали доставших чем-то команду или даже отдельных её членов, не будем уж говорить об известной пиратской забаве с доской перекинутой через борт.

Предположим, человек оказался в воде без всяких травм и в полном сознании. Его организм охлаждается, если температура воды ниже 33,3°. При температуре воды 24° время безопасного пребывания - всего 7-9 часов, при 5-15° - около 4-6. Температура 2-3° оказывается смертельной через 10-15 минут. Наличие одежды может замедлить этот процесс, но скорее в области более высоких температур. Однако есть и более оптимистичные мнения, многое зависит от индивидуальных особенностей организма.

Я очень старался, но так и не нашёл однозначных данных, как сама солёная вода действует на тело человека, если непрерывно находиться в ней сутками. Но любой, оказавшийся в ней в таких обстоятельствах, стремится по возможности быстрее из неё выбраться, пусть даже при этом придётся попасть в руки врагов, как оберштурман U-175 Хельмут Клотч с заглавного снимка, чья лодка была потоплена американским кораблём береговой охраны «Спенсер».

Было бы здорово, если бы кто-нибудь в комментариях поделился своими воспоминаниями о людях за бортом :)

Лично я в море не тонул, а вот в пресной воде аж три раза:

Три раза я тонул, а потом стал моряком

Ещё пара статей на эту тему:



Как спасаются на море
Как спасаются на море. Часть вторая

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Война, История, Как это делается, Море и моряки, О море, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal