Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Кэп, заднего хода не будет!



Чем корабли лучше самолётов, так это тем, что у них-то задний ход есть! Другое дело - не всегда получается его дать, или вспоминают о нём слишком поздно.

И лихость морская нередко бывает причиной прискорбных происшествий. Вот взять хотя бы швартовку эсминцев к Минной стенке Севастополя. Становятся там они кормой к причалу. Ни о каких помогающих буксирах и речи быть не могло, неприлично, позор и вообще, фу! Но и просто потихоньку сдавать назад - это не по-нашему.

Вот как описывается швартовка эсминца "Петровский". (Интерреснейшая судьба этого корабля. Заложен в 1915 году под названием "Корфу", в недостроенном состоянии под украинским флагом носил имя "Иван Выговской", а введён в строй только в 1925 уже как "Петровский". Но в 1939 году стал "Железняков". После войны послужил пару лет лет в ВМФ Болгарии, братушки его быстренько ухайдокали и он вернулся в 1949 году в СССР на ремонт. В 1953 его переделали в плавказарму, а через четыре года разделали на металлолом.)



Так вот, его лихой командир Константин Александрович Беспальчев, служивший ещё на императорском флоте, швартовался так: на полном заднем ходу эсминец мчался к стенке, за несколько десятков метров в точно выверенный момент грохотала якорь цепь, якорь вцеплялся в дно и одновременно давался "полный вперёд". Корабль чуть не на дыбы становился, из-под кормы вырастал кипящий бурун, окатывавший причал. Движение останавливалось буквально в момент касания кормой стенки.

Присутствовавший при этом Наркомвоенмор К.Е.Ворошилов не удержался от похвалы за смелые и чёткие действия всего экипажа, а командиру корабля объявил благодарность.

Что бы он объявил командиру, если бы якорь не забрал или возникла заминка с дачей переднего хода, я гадать не берусь. Нужна недюжинная уверенность в том, что техника не откажет, а личный состав не ошибётся.

Тут ведь как? Я лично и во время военной службы и на гражданском флоте имел дело с управлением режимами и реверсами двигателей дистанционно, с мостика. В машине лишь приходилось быть в готовности в случае отказа перейти на ручное управление. И только на буксире "Вал" равно, как и во времена т. Беспальчева с мостика подавалась лишь команда с помощью машинного телеграфа, а само изменение режима работы двигателями осуществлялось силами машинной команды. Тут важна особая слаженность работы всех звеньев этой цепочки.

Хотя и при дистанционном управлении возможны накладки. Вот в 1983 году тащил наш катер в Йемен буксир "Зубр" норвежской постройки. И не так уж далеко от Порт-Саида среди бела дня он вдруг даёт задний ход и прёт прямо на нас. Я как раз был на ходовом мостике и всё видел своими глазами. Он приближался довольно резво, скоро стало видно, что у них там на мосту какая-то суета, тем не менее, ничего не меняется. А много ли нашему катеру с толщиной борта 6 мм нужно? К счастью, они прошли вдоль нашего левого борта и остановились только тогда, когда буксирный трос натянулся и чувствительно смыкнул нас за нос.

Уже во время стоянки в Порт-Саиде удалось узнать, что вышла из строя какая-то плата системы управления. Буксир был ещё на гарантии. К вечеру того же дня прибыл специалист из Норвегии, выдернул негодную плату, вставил новую, оформил акт, сказал "Окэй" и убыл в страну фиордов. Это нам их электрон за рюмкой чая рассказал.

Был и у меня подобный случай. Срезало шплинт, фиксирующий палец в системе управления двигателями, когда я работал на яхте "нового русского". Там как раз переднего хода не стало, а заднего было больше, чем хотелось бы. Но благодаря моей расторопности удалось избежать навала на одну хитрую плавучую штуку, за который можно было здорово поплатиться. . Подробности можно узнать здесь: Что решают секунды на флоте


Так что причиной различных навигационных происшествий могут быть как неразумные действия на мостике или в машине, так и отказ техники, когда снизу на мост поступает доклад, упомянутый в заголовке. Это вообще-то выдержка из одной морской байки, но основана на вполне жизненной ситуации. Вы только посмотрите в интернете массу роликов и просто фото на тему столкновений и навалов. Приведённый снимок показывает очередной наезд судна на дома в Босфоре. Сколько их уже было...

А вообще, если кому есть что вспомнить, это можно сделать в комментариях :)

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Воспоминания, История, Культур-мультур, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments