Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Category:

Новый год и новые кораблекрушения



Неделю назад шторм разломил и отправил на дно у побержья Турции очередной престарелый "Волго-Балт" с 3000 тонн угля. Такой, как на снимке, только всё произошло более трагично. Но об этом ниже.

Поскольку я отдал 10 лет работе на таких судах, то кое-что могу сказать о них. Сейчас ещё раз посмотрел выдержку из "Правил Российского морского регистра судоходства" по ограничению эксплуатации таких судов по географическим и другим условиям. Таблица 2. 2. 5. 3

Конкретно о Чёрном море говорится, что в течение всего года для их передвижения должна испльзоваться " 20-мильная прибрежная зона вдоль восточного, северного и западного побережья от порта Батуми до пролива Босфор ". В других случаях указывается, что до ближайшего убежища должно быть не более 50 миль.

Это что же получается, чтобы попасть в Босфор, надо тащиться вдоль берега вокруг половины моря? Я таких случаев не помню. Обычно шли вдоль Крыма до мыса Сарыч и потом напрямую отправлялись к Босфору поперёк моря (немного наискосок, если быть точнее). Топливо и время экономить надо :)

Что же это за суда такие? В 2013 году недалеко от устья Дуная затонул "Николай Бауман" с грузом гипса. Просто начал стремительно погружаться носом без всякого шторма. Спасатели подоспели вовремя, все 11 человек команды не пострадали. На фото он ещё живой:



Я работал на нём вторым механиком в 2006 году, как знать, может, в момент, когда делался этот снимок в Босфоре - и я находился на его борту? По крайней мере, выглядел он точно так. Посмотрите на его ржавые борта, избитые и помятые за долгие годы службы. Судно идёт в балласте и отлично видно, что корпус изогнут, произошла деформация от усталости металла.

Внутри он был не менее гнилой. Постоянно заделывали течи и латали трубопроводы. А где трубы брать? Те участки, которые работали на всасывание, попросту обматывали лентами ткани, пропитанной разведённой в воде шпаклёвкой или цементом.

На других подобных судах доводилось видеть полностью отвалившиеся от борта шпангоуты в балластных цистернах на протяжении до двух-трёх метров, борт "дышал" под воздействием волн. А эти снимки я сделал во время одного из ремонтов. Менялась часть изорванной и деформированной металлоломом и углём деки в трюмах (это дно трюма, а под ним ещё балластная цистерна). Так выглядели конструкции, обеспечивающие прочность корпуса:



Там ничего менять не стали, так же, как и чистить от ржавчины и красить. Так и зашили сверху новыми листами деки. А здесь пришлось вырезать обведённые белым участки и заменить. Крестами обозначены деформации. Но это было сделано в очень ограниченном количестве.



Дыры, скрывающиеся под многолетними слоями краски на верхней палубе:



Стоит ли удивляться, что судно, построенное в 1978 году, рассчитанное на 25-летний срок службы и нещадно эксплуатируемое по сей день в непредусмотренных условиях с минимальными вложениями в ремонт в конце концов переламывается?

Чтобы быть готовыми к таким происшествиям, команда тренируется:



Но как всё получается в жизни? Обратимся к погибшему на Рождество "Волго-Балту 214". Карта его перехода. 20 миль от берега, ага:



Судно под панамским флагом принадлежало турецкой компании. 13 членов экипажа, капитан и старпом азербайджанцы, остальные граждане Украины. Было известно, что на Чёрном море ожидается штормовая погода, но это не остановило ни судовладельца, ни портовые власти, ни отважного капитана.

Я посмотрел ролик с рассказом спасшегося члена команды, одного из семерых, оставшихся в живых. Волна до 5 метров, сильнейшие удары в корпус. Когда судно переломилось, оставшаяся на плаву кормовая часть продержалась не более 5 минут, сильно кренясь по мере поступления воды. Спасательные гидрокостюмы успели надеть не все, так же, как и забраться на плотики или в шлюпку.

Хотя турецкие спасатели прибыли на вертолёте через 45 минут после сигнала SOS, шестерых, в том числе обоих азербайджанцев, спасти не удалось. Их погубило переохлаждение. На снимке спасённая кок Татьяна Будко:


hurriyetdailynews.com

В 2012 году при аналогичной аварии "Волго-балта 199" несколько турецких спасателей погибло. В 2017 утонул "Герои Арсенала" такого же типа с грузом зерна.

В дни, когда дует сильный ветер, я всегда вспоминаю, как гнётся и содрогается под ударами волн корпус такого судна. В машине ощущается только качка и эти удары, и хорошо, что не видно всего остального. И я думаю, глядя на гнущиеся тополя - да смилуется судьба над теми, кто вынужден сейчас надеяться только на то, что старое железо их судна всё-таки выдержит...

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Грустное, Как это делается, Море и моряки, О море, Турция
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments