Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

О пользе от политических занятий в армии и на флоте



Терпеть я их не мог, как и многие наверняка, но приходилось мириться. Скорее планеты сошли бы со своих орбит, чем в понедельник в первой половине дня не были проведены политзанятия.

Но были ли они порождением "тоталитарного режима"? А вот почитаем классиков. Куприн, "Поединок":
" ... Теперь скажи, Овечкин: кого мы называем врагами унешними?
— Внешними врагами мы называем все те самые государствия, с которыми нам приходится вести войну. Францюзы, немцы, атальянцы, турки, ивропейцы, инди...— Годи, — обрывает его Сероштан, — этого уже в уставе не значится. Садись, Овечкин."


Происходит это на занятиях "словесностью" в роте пехотного полка. Если вспомнить, что Куприн служил всего с 1890 по 1894 год в 46-м Днепровском пехотном полку, а повесть автобиографична, то занятия эти и происходили где-то в то время.

Когда я руководил политзанятиями, не принято было напрямую называть кого-либо врагами, просто матросы должны были чётко усвоить перечень государств, входивших в агрессивный блок НАТО, нацеленный против социалистического содружества . И как ни странно, в перечень входили всё те же французы, немцы, итальянцы, вобщем, европейцы, с примкнувшими к ним турками :) О советских политзанятих ещё поговорим подробнее, а пока вернёмся в XIX век.

"А теперь... Кого мы называем врагами у-ну-трен-ни-ми? Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Скажи хоть ты, Овечкин.
Овечкин вскакивает и радостно кричит:— Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!"

Если учесть, что ОМОНов, СОБРов да и просто вованов тогда не было, то с массовыми беспорядками в основном приходилось бороться казакам, а то и просто армии, так что знать врагов по именам было необходимо.

А что же флот? "Словестностью" занимались и здесь, вот фрагмент из "Капитального ремонта" Соболева, действие происходит в год начала мировой войны и матросы линкора - это не пехотинцы заурядного полка. Вопросы уже посложнее.

"Он опять взглянул на листок и поднял глаза.

- Ты, пскопской, отвечай ще раз: для чего учреждена у нас Государственная дума?

- Не знаешь? Который раз объяснять? Ну, сообрази сам, зачем народу Дума? Не можешь, редька... Скажи ему ты, Сторожук!

Сторожук вскочил и, смотря на лампочку, быстро зачастил:

- По приказу его-ператорского-личества гсдаря-императора Гсдарствена дума учреждена, дабы присланные со всех концов страны лучшие выборные люди помогали гсдарю-ператору уследить за всем, чего делается, и в случай чего наказывать ослушников закона. Всё, гсн-унтерцер!

-Теперь отвечай мне, Черных, скольки было у нас Государственных дум и за чего их разогнали?

- Было три, господин унтер-офицер, таперя сидит четвертая, - медленно и вдумчиво начал Черных, шевеля в помощь себе толстыми узловатыми пальцами. - Первую, значит, разогнали за то, что ее члены были наподряд бунтовщики и подлецы, которые вместе с жидами мутили Финляндию... Вторую, значит, за то, что в ей завелись изменщики и цареубивцы... помышляющие на священныю особу государя императора... А третью, значит, за выслугой лет, господин унтер-офицер..."


Хе-хе-с, насколько же знакомая картина! Не в смысле, кто сидит в Думе, а сам порядок занятий.
Вспомним подробней. В дивизоне обычно было две группы - старшинская и рядового состава. Руководили молодые офицеры. Пришлось и мне этим заниматься. В свободное время готовишься, пишешь конспект, пользуясь специальной литературой, знаменитыми теперь "методичками", работы Ленина, журнал "Коммунист" просто, и "Коммунист Вооружённых сил", специальные статьи в помощь руководителям политзанятий из "Гальюн таймс", пардон, флотской газеты "Флаг Родины".

Тематика была самая разнообразная - от раскрытия зловещих планов империалистов до истории славных подвигов наших предков и успехов народного хозяйства. Ленинское наследие обязательно - неумирающая тема: " В.И.Ленин о защите социалистического отечества."

В Ленинской комнате годки обязательно рассаживаются сзади, молодые в первых рядах. Здравый смысл подсказывает, что броться с таким распределением мест не стоит. В начале занятия опрос по предыдущей теме с выставлением оценок и проверкой конспектов, которые слушатели должны иметь обязательно. В журнале фиксируются темы занятий и оценки.

Встречаются довольно дремучие ребята, которые кое-чего набираются на этих занятиях, а вообще, это тоже сфера, требующая умения заинтересовать слушателей и я испытывал некоторое удовлетворение, когда занятия проходили живо. Кстати, иногда с докладами выступали и политработники, но обычно у них были более важные дела.

Каждый год делится на два периода обучения. Те, кто кроме успехов в боевой подготовке, имеют хорошие успехи в политической, по итогам учебного года и социалистического соревнования (куда же без него?) получают звание "Отличник боевой и политической подготовки" с вручением нагрудного знака, изображённого в заголовке.

Но вот щит на нём окаймлён мрачной шаровой (серой) краской. И значок обязательно подвергался апгрейду - серая краска аккуратно закрашивалась белой, и значок начинал выглядеть гораздо привлекательнее. Кстати, этого звания в результате допущенных косяков можно было и лишиться в один момент.

А что же офицеры в это время - били баклуши? Как бы не так, у них были свои группы, занятия мог вести комдив или кто-нибудь из офицеров штаба. Тут уж приходилось конспектировать помимо классиков и материалы съездов и пленумов, а так же исторические (других не бывало) решения этих форумов, например, задания на следующую пятилетку.

Наличие конспектов было обязательно, как и подписка на партийную прессу. Если катер, где три офицера, человек пять мичманов и полтора десятка матросов находился в отрыве от части, то это не значило прекращение политической подготовкм. Такие же группы, конспекты, занятия по понедельникам, все дела.

И ещё политинформации, это отдельная линия, коллективный просмотр программы "Время", боевые листки. Ничего не упустил?

А что там "за бугром"?
Важнейшей формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе «Командная информация», характерная особенность которых заключается в том, что их проводит лично командир подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже, чем раз в неделю по 1 ч. Их основные темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации» и другие.

Ну, много отличий насчитали? :)

Можно сравнить с Францией: Система воспитательной работы личного состава отличается разнообразием форм и методов. Программа включает изучение внутренней и внешней политики Франции, международного положения, вопросов военного строительства, истории вооруженных сил, боевых традиций соединений и частей.

Один в один как у нас было.

Британия: Главная цель воспитательной работы в ВС Великобритании -довести до сознания каждого военнослужащего, что интересы страны всегда должны находиться под надежной вооруженной защитой. Кроме того, ставятся задачи не допустить возникновения и распространения среди личного состава пацифистских настроений в связи с изменениями, происходящими в мире; убедить военнослужащих в необходимости сильного ядерного потенциала; усилить акцент на пропаганде «миротворческой роли» британских вооруженных сил, их «особой миссии» в Западной Европе.

Не знаю, как там было в этой области у древних римлян, но теперь армий без подобной подготовки, как её не называй, не бывает в принципе.

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: Армия, История, Море и моряки, Промывание мозгов, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Купит ли Трамп Гренландию?

    А почему нет? Аляску же США купили. Сейчас перед датскими свиноводами стоит выбор - продать далёкий и мало что дающий им на данный момент…

  • Наконец-то можно сказать доброе слово и об Израиле

    Сирии, конечно не жить, - везде, куда приходили бармалеи: Ирак, Ливия - эти государства разваливались. А на их территории расцветал беспредел и…

  • Ой-вэй, а так можно было?

    Можно, но не всем. Например, Израилю можно под шумок завести войска на территорию Сирии - пока на 15 км, а может, уже и больше, и добавить таки…

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Купит ли Трамп Гренландию?

    А почему нет? Аляску же США купили. Сейчас перед датскими свиноводами стоит выбор - продать далёкий и мало что дающий им на данный момент…

  • Наконец-то можно сказать доброе слово и об Израиле

    Сирии, конечно не жить, - везде, куда приходили бармалеи: Ирак, Ливия - эти государства разваливались. А на их территории расцветал беспредел и…

  • Ой-вэй, а так можно было?

    Можно, но не всем. Например, Израилю можно под шумок завести войска на территорию Сирии - пока на 15 км, а может, уже и больше, и добавить таки…