Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

30 октября день инженера-механика. Не только флотского, кстати



Вообще-то день чисто военно-морского инженера-механика отмечается 10 января. Но на тот момент этот журнал ещё не существовал. Однако не вижу причин, по которым инженера в погонах надо отделять от всего механического племени, поэтому пользуюсь моментом, чтобы поздравить всех: инженеров-механиков военных и гражданских, тех кто носил молоточки на погонах и кто уже опоздал, на суше, на море и под водой, тех кто конструирует машины, строит их или эксплуатирует - с праздником, дорогие друзья!

Некоторые из пишущей братии обнаглели до того, что называют первым механиком ту обезьяну, что сообразила добраться до бананов с помощью палки, но я считаю это профанацией:) Однако уже Архимед был ярким представителем и одним из праотцов этой отрасли человеческих знаний и умений.

Но всё же флот мне ближе, поэтому пару слов о нашем брате, флотском маслопупе. Помните светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова, профукавшего Крымскую войну, хотя теперь нередко доказывают, что ̶Р̶а̶ф̶и̶к̶ он не виноват, так обстоятельства сложились? В своё время с развитием флота возникли определённые трудности и Николай I назначил сухопутного князя устранить их, ну, как в наши времена некто Сердюков был послан разобраться со всеми Вооружёнными Силами, задача ещё более грандиозная, хотя он и не был светлейшим.

Именно при Меншикове, когда он был начальником Главного морского штаба в 1831 году был учреждён Корпус корабельных инженеров. Но это были скорее люди, строившие корабли, хотя с ростом количества судов с механическими установками часть их привлекалась к эксплуатации судовой техники. Однако их со временем явно стало не хватать и 29 декабря 1854 года были высочайше утверждены "Положение о Корпусе инженеров-механиков морского ведомства", "Положение о машинных рабочих экипажах", "Штат по корпусу инженеров-механиков и машинным рабочим экипажам" и другие организационные документы. Они определяли порядок комплектования корпуса и его организацию, при этом корабельные инженеры, "служащие собственно по части управления пароходными машинами", были переименованы в ''инженеров-механиков Морского ведомства".

Тернист был путь корабельных инженеров-механиков. Старые офицеры-парусники встретили их крайне недружелюбно, воспринимая их первыми вестниками и одной из причин исчезновения, привычного им, парусного флота. Постоянно возникала полемика в самых высоких флотских инстанциях, считать ли их офицерами или нет, достойны ли они погон. В утвержденном в 1886 году новом положении об инженерах-механиках указывалось, что они "во время состояния на военно-морской службе в чины не производятся".

И всё же здравый смысл возобладал. Однако некоторая отрыжка такого отношения имела место быть ещё долго. Например, после боя с японцами Варяга и Корейца все офицеры этих кораблей были награждены Георгиями, а механики и врачи - нет. Им только ордена Владимира вручили, статусом пониже. И только под давлением поднявшей шум общественности эта несправедливость была устранена.

А ведь к тому времени в рядах механиков были уже и представители дворянства, так, на броненосце Алесандр III, с которого не спасся ни один человек, среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика. Он был младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое. Только к 1913 году корабельные механики были полностью уравнены с остальными офицерами во всём.

Равен ли сегодняшний инженер по статусу в обществе с каким-нибудь инженером Сикорским или Эйфелем? По-моему, Райкин ещё насмехался - получает, как простой инженер... Массовое производство всегда обесценивает товар, известная истина.

Но нам ли быть в печали? Ещё раз примите мои поздравления, а заодно и поблагодарите за повод сами знаете для чего. Уж я-то лично его не упущу сегодня :)

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: История, Море и моряки, О море, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ой-вэй, а так можно было?

    Можно, но не всем. Например, Израилю можно под шумок завести войска на территорию Сирии - пока на 15 км, а может, уже и больше, и добавить таки…

  • Порвали кабель...

    И не один: 17 числа литовско-шведский, 18-го финско-германский. Никогда такого не было, и вот опять... Это я так шуткую, выходят из строя они…

  • Американцы о нашем ядерном потенциале и боятся ли они его?

    Начнём, пожалуй, со второй части. Зачастую всё решает не наличие каких-то средств, а решимость их применить. В конце концов, любой ботан…

promo amico_di_amici сентябрь 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ой-вэй, а так можно было?

    Можно, но не всем. Например, Израилю можно под шумок завести войска на территорию Сирии - пока на 15 км, а может, уже и больше, и добавить таки…

  • Порвали кабель...

    И не один: 17 числа литовско-шведский, 18-го финско-германский. Никогда такого не было, и вот опять... Это я так шуткую, выходят из строя они…

  • Американцы о нашем ядерном потенциале и боятся ли они его?

    Начнём, пожалуй, со второй части. Зачастую всё решает не наличие каких-то средств, а решимость их применить. В конце концов, любой ботан…