Вообще-то день чисто военно-морского инженера-механика отмечается 10 января. Но на тот момент этот журнал ещё не существовал. Однако не вижу причин, по которым инженера в погонах надо отделять от всего механического племени, поэтому пользуюсь моментом, чтобы поздравить всех: инженеров-механиков военных и гражданских, тех кто носил молоточки на погонах и кто уже опоздал, на суше, на море и под водой, тех кто конструирует машины, строит их или эксплуатирует - с праздником, дорогие друзья!
Некоторые из пишущей братии обнаглели до того, что называют первым механиком ту обезьяну, что сообразила добраться до бананов с помощью палки, но я считаю это профанацией:) Однако уже Архимед был ярким представителем и одним из праотцов этой отрасли человеческих знаний и умений.
Но всё же флот мне ближе, поэтому пару слов о нашем брате, флотском маслопупе. Помните светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова, профукавшего Крымскую войну, хотя теперь нередко доказывают, что ̶Р̶а̶ф̶и̶к̶ он не виноват, так обстоятельства сложились? В своё время с развитием флота возникли определённые трудности и Николай I назначил сухопутного князя устранить их, ну, как в наши времена некто Сердюков был послан разобраться со всеми Вооружёнными Силами, задача ещё более грандиозная, хотя он и не был светлейшим.
Именно при Меншикове, когда он был начальником Главного морского штаба в 1831 году был учреждён Корпус корабельных инженеров. Но это были скорее люди, строившие корабли, хотя с ростом количества судов с механическими установками часть их привлекалась к эксплуатации судовой техники. Однако их со временем явно стало не хватать и 29 декабря 1854 года были высочайше утверждены "Положение о Корпусе инженеров-механиков морского ведомства", "Положение о машинных рабочих экипажах", "Штат по корпусу инженеров-механиков и машинным рабочим экипажам" и другие организационные документы. Они определяли порядок комплектования корпуса и его организацию, при этом корабельные инженеры, "служащие собственно по части управления пароходными машинами", были переименованы в ''инженеров-механиков Морского ведомства".
Тернист был путь корабельных инженеров-механиков. Старые офицеры-парусники встретили их крайне недружелюбно, воспринимая их первыми вестниками и одной из причин исчезновения, привычного им, парусного флота. Постоянно возникала полемика в самых высоких флотских инстанциях, считать ли их офицерами или нет, достойны ли они погон. В утвержденном в 1886 году новом положении об инженерах-механиках указывалось, что они "во время состояния на военно-морской службе в чины не производятся".
И всё же здравый смысл возобладал. Однако некоторая отрыжка такого отношения имела место быть ещё долго. Например, после боя с японцами Варяга и Корейца все офицеры этих кораблей были награждены Георгиями, а механики и врачи - нет. Им только ордена Владимира вручили, статусом пониже. И только под давлением поднявшей шум общественности эта несправедливость была устранена.
А ведь к тому времени в рядах механиков были уже и представители дворянства, так, на броненосце Алесандр III, с которого не спасся ни один человек, среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика. Он был младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое. Только к 1913 году корабельные механики были полностью уравнены с остальными офицерами во всём.
Равен ли сегодняшний инженер по статусу в обществе с каким-нибудь инженером Сикорским или Эйфелем? По-моему, Райкин ещё насмехался - получает, как простой инженер... Массовое производство всегда обесценивает товар, известная истина.
Но нам ли быть в печали? Ещё раз примите мои поздравления, а заодно и поблагодарите за повод сами знаете для чего. Уж я-то лично его не упущу сегодня :)
P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico
Journal information