Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

О шпигатах и шпильгатах, о тренде у якоря и других морских словечках

orig (1)

Возвращаемся к излюбленной и неувядаемой теме, но сегодня эти слова будут идти парами. Вроде бы и похожи, но обозначают весьма разные вещи, путать не стоит. А кот при чём? Так он как раз якорный тренд и закрывает. Но я его ниже отдельно покажу :)

Так что там у нас со шпигатами? Первоначально это были отверстия в фальшборте на уровне палубы, в которые вода накатившей волны слиивалась обратно в море. Но не только вода. Вот леденящие воображение строчки из морского романа: По всей палубе валялись обрубки человеческих тел, кровь стекала в шпигаты ручьями. Бррр!


Позже появились шпигаты и в ватервейсах (ватервейс - это вроде канавки вдоль фальшборта, куда стекает вода с палубы, обычно имеющей неболшой наклон к бортам) , к которым снизу были подведены трубы, по которым вода уходит за борт. А также в помещениях - ну, например, в душевой или на камбузе, однако по нонешним экологически чистым временам оттуда загрязнённые воды стекают в специальные цистерны.

А теперь о шпильгате. Когда ещё не было механического привода шпилей для выборки якоря, скажем, то делалось это так:




Вот то квадратное отверстие, в которое вставляется дрын под названием вымбовка ( или гандшпуг) - и называется шпильгат. Кто-то телят выхаживает, кто-то больных, а моряки выхаживают якорь, так назывался процесс его подъёма. А тех, кто выхаживал с ленцой, боцман мог огреть по горбу этим самым гандшпугом, удобная вещь для такого приёма воспитания.

Что ж, перейдём к шкимушке и шкимушгару. Здесь-то как раз вещи для профана, типа меня, практически одинаковые, однако есть тонкости. Пришлось попыхтеть, разбираясь.

Итак, в Морском словаре К.И. Самойлова, изданным Наркоматом ВМФ в 1941 году, говорится: шкимушка — несколько каболок, свитых вручную и затем гладко и дочерна вышмыганных куском смоленой клетневины или ворсой со смолой. В настоящее же время Ш. называют и линь, слабо спущенный вручную из двух или трех каболок.

Ха-ха, ну всё же понятно слёту, ясен пень! Но нет крепостей, которых не взяли бы моряки.... Итак, по порядку.
Каболка - прядь из пеньки или другого подобного материала, из которого вьют канаты, уже свитая определённым образом.
Клетневина - куски старой парусины, нарезанной лентами. А сам клетень что такое? Из старого словаря: "Клетень, тонкая каболка, прядь смоленаго троса, к-рою обматываются нѣк-рыя судовыя снасти для предохраненія ихъ отъ перетиранія и ржавленія. На стальной тросъ К. кладется и для облегченія его тяги руками. Накладка К. называется клетневаніемъ. Передъ клетневаніемъ тросъ обертывается лентами изъ стар. парусины, называемой клетневина."

Ось так оно всё переплетено. Ошмыгивать - это вряд ли надо особо пояснять, практически каждый ошмыгивал листья с ветки :) Ну, и спускать - в данном контексте означает свивать.

А шкимушгар практически то же самое, только из каболок распущенного старого троса, хотя в других источниках говорится, что в отличии от шкимушки, изготовляемой вручную, он свивается (спускается) машинным способом. Уффф...

Ну, теперь к тренду, закрытому котом. В отличие от трендов в современных финансах или женской моде, на якоре - это место, где якорные лапы соединяются с веретеном. Вот оно:



А почему видна явно слоистая структура металла? Вот здесь более отчётливо:




Тут напрашивается сравнение слов пудель и puddl. Если пудель - это малахольная собачонка, несущаяся обычно неведомо куда, а потом мечущаяся в поисках потерянного хозяина, то второе словечко обозначает лужу, причём нам интересную именно как лужу металла.

Потому что эти слоистые якоря изготавливались тогда методом пудлингования. Мартенов-то не было, и ковкий металл получали таким способом - в расплавленном чугуне постояноо помешивали специальными штангами, на них налипали частицы железа, потом этот ком можно было проковывать и придавать ему любые формы. Труд адский, позже он был конечно механизирован. Вот металл, полученный таким образом и сохранял волокнистую структуру.

Эти снимки я сделал вчера в своём Севастополе на площадке возле Панорамы, где выставлены старинные российские и зарубежные якоря. О размерах их можно судить по этому фото:




Представьте, каково было "выхаживать" их под зорким взглядом боцмана :)

P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico






Tags: История, Море и моряки, О море, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments