Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Кают-компания - это вам не столовая

Не знаю, как у других, а у меня слово "кают-компания" вызывает ощущение какого-то уюта, мягкого света и тепла, когда за бортом, завывая, несёт потоки снега метель. Должно же быть на корабле место, где нет всех этих "Разобраться и доложить!", "Есть!", "Разрешите выполнять?" и прочей служебной риторики.



Мне не довелось служить на больших кораблях. Была ли на ракетном катере кают-компания? Да, помещение под таким названием существовало. В штормовом коридоре у входа на крошечный камбуз в палубе был люк. Спускаешься по крутому трапу и попадаешь в эту самую кают-компанию.
Сразу слева - солидный шкаф кондиционера, за ним вход в пост артиллерийской РЛС "Рысь". Прямо - дверь в пост предстартового контроля. Справа же прикреплённый к палубе стол, за которым более-менее комфортно могли разместиться шесть человек. Со стороны борта сидели на мягком диванчике, а со стороны прохода на стульях. Имелся шкафчик, тумбочка и типа комода для посуды и прочих причиндалов. На тумбочке крепился всеволновой приёмник "Волна". Под палубой располагались кормовые топливные цистерны.

В ней совместно принимали пищу три катерных офицера и мичманы. Котёл был общий с матросами. Заниматься в этом проходном помещении чем-либо ещё не было никакого желания. Если и собирались вместе, то в чьей-нибудь каюте, благо, втроём там можно было разместиться :)

Поэтому, читая, как оно на самом деле бывало на солидных кораблях, остаётся только вздыхать. А как бывало? В принципе, в интернете можно найти всё, но зачастую достаточно раскидано повсюду. Попробую собрать в небольшой текст.

Кают-компании были не всегда. Когда-то это было просто помещение, куда выходили двери офицерских кают. В нём хранились разные вещи, и называлось оно в переводе гардеробной. У офицеров же был у каждого свой повар, готовивший пищу своему господину отдельно, хотя и на общем камбузе. Своеобразная кухня на коммуналке, можно представить. что там творилось.

Со временем это помещение преобразовали в место, где офицеры принимали пищу, приготовленную для всех одинаково, а также оборудованное и для совместного отдыха. Как и в каждом помещении на корабле, в кают-компании был старший. Им являлся Старший офицер, в советское время заменённый термином старший помощник (старпом). С какого бодуна, я не знаю, но звучит гораздо слабее, согласитесь ?

Как ни странно это выглядит, но командир не входил в число офицеров. Он был КОМАНДИР и этим всё сказано. И питался отдельно в своём салоне. Однако по приглашению офицеров иногда мог принимать участие в трапезе и в кают-компании, особенно в воскресных обедах. И если в кают-компанию его избегали приглашать, то вышестоящее командование могло сделать вывод, что он находится не на своём месте, не смог наладить контакт с офицерами и лучше ему уйти на другой корабль.

В кают-компании царила жёсткая иерархия и правила, хранителем которых был старший офицер, и в тоже время это было довольно демократическое образование, обращаться здесь было принято друг к другу по имени-отчеству, невзирая на возраст и должность. Имелся жёсткий дресс-код, вот даже, готовя заметку я наткнулся на факт, когда офицер в 1908 году был наказан за то, что появился в кают-компании в фуражке. Как тогда понимать эту фотографию? Офицер справа явно нарывается на взыскание :)



В кают-компании играли на музыкальных инструментах, но не играли в игры на деньги. Разговаривали на любые темы, но не о политике, личных отношениях и служебных делах. За исключением, когда командир собирал офицеров на важное совещание. Так, решение о вступлении в бой брига "Меркурий" с турецкими линейными кораблями было принято как раз при общем сборе в кают- компании.

Обычно же старший офицер строго следил за темами бесед и одёргивал забывавшихся. Равно как и контролировал увлекавшихся рюмкой. Вот кусочек из "Капитального ремонта" Соболева: "Но, вероятно, старший офицер обратил на него внимание... он мигнул вестовым, и рука в нитяной перчатке ловко перехватила графин (водку от мичманов убирали, когда старший офицер находил порцию достаточной; мичмана по молодости лет всегда были неумеренны)".

А вот ещё интересный момент, о гостях. Ни в коем случае гостями не могли быть жандармские офицеры. Остальных приглашали от имени кают-компании или командира и кают-компании. Если же приглашал только командир, то гость войти в кают-компанию не мог, у командира был свой салон или на худой конец, каюта.

О том, как организовывалось питание офицеров, я уже писал. Напомню лишь, что ели и пили они исключительно за свой счёт. Деньгами распоряжался выборный заведующий столом из офицеров корабля. Избирался на три месяца. Но за плохое исполнение своих обязанностей мог быть низложен раньше срока. Кают-компания могла потребовать списать с корабля офицера, пришедшегося "не ко двору", запятнавшего каким-либо образом свою честь, а значит и честь кают-компании, ведь, в принципе, это была одна семья.

Недаром говорилось - каков старший офицер, такова и кают-компания. А какова кают-компания, таков и корабль.

Вот и ещё одну сторону жизни на море мы рассмотрели. Если было интересно, заглядывайте на канал https://zen.yandex.ru/amico , посвящённый морю и морякам.





Tags: Воспоминания, История, Культур-мультур, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments