Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Category:

Чем дышат и как греются на флоте



Моряки этого красавца никогда не видят солнечного света в его помещениях и дышат перемолотым вентиляцией воздухом. Так сейчас строят военные корабли. Впрочем, я лично испытал это на себе ещё с начала семидесятых годов, ибо на ракетных катерах так практиковалось ещё тогда. Вечный свет электроламп и лёгкий шум воздуха из дефлектора вентиляции на подволоке. Ну как катер? - длина почти сорок метров была.

Стояли групповые кондиционеры, изготавливаемые в Николаеве. Обычно они работали в режиме вентиляции, но летом могли охлаждать воздух, а зимой греть. На входе в кондиционер, а также дополнительно внутри него стояли фильтры из мелкой сетки. Вот и приборки несколько раз в день на военном корабле, но, мама дорогая, как они забивались разной пылью, каким-то ворсом и прочей дрянью, часто требовалась их очистка. Ну и ещё один нюанс. Воздух частично забирается снаружи, а частично рециркулируется из помещений. И чем воняет там или там - будешь нюхать, никуда не денешься.

Кстати, постоянно дующая вентиляция не совсем благоприятна в случае возникновения пожара, поэтому во всех наставлениях есть требование немедленно выключать вентилирование горящего помещения и герметизировать его для сокращения поступления кислорода. А на главном командном пункте есть выключатель, поворотом которого можно вырубить вообще все вентиляторы на корабле.

А были же времена, когда на это дело смотрели иначе. Вот голландский крейсер:




Количеством иллюминаторов не отличается от пассажирского парохода.

После военной службы более десяти лет я отработал в том числе и на судах "река-море", ласково называемых "жабодавами". Вот фото моей каюты на одном из них:




Немало пришлось потратить времени, чтобы привести её в более-менее жилой вид. Все эти занавески-рюшечки скрывают, кстати, повреждённую облицовку переборок, менять её никто не собирался. Непременной принадлежностью является напольный вентилятор. Централизованная вентиляция обычно работает неудовлетворительно. Облегчает вопрос наличие пары иллюминаторов. В межсезонье проще - открыл, да и все дела. Если при этом дождь не хлещет и волна не лупит в борт :)

Летом же, когда палуба над головой нагревается солнцем или оно светит в чёрный борт, становится невесело, теплоизоляция там никакая. На ходу в иллюминатор высовывают самодельный воздухозаборник из картона, а то и изготовленный из металла. Набегающий поток воздуха немного заруливает и в каюту. Только другой иллюминатор тоже надо открыть, чтобы не создавалось противодавление в каюте, иначе приток будет совсем никакой, такие тонкости.

А я часто просто укреплял подобный вентилятор в одном иллюминаторе так, чтобы он работал на вытяжку, тогда в другой постоянно вливалась струйка свежего воздуха. На новых кораблях всё, конечно, цивилизованней, но я пою о том, что видел.

А зимой, когда вот так выглядел наш "Рэйнбоу"?




На то имелся водогрейный котёл, работавший на солярке. Он автоматически поддерживал заданную температуру воды в системе, откуда она шла на бытовые нужды, а также на отопление. Вот на фото за красивой облицовкой, которую я сам сделал, скрывается обычная чугунная батарея.

Большой проказник этот котёл. То у него электроды свечи электроподжига замаслятся-закоксуются, то форсунка начинает течь, а то он загореться попробует. Большого внимания к себе требовал. Однако зачастую вода на бытовуху греется электробойлерами, а каюты отапливаются ТЭНами или тепловентиляторами, но эти вещи сильно сушат воздух и желательно иметь блюдечко с налитой водой, она испаряется и воздух увлажняет.

А что там в машинных отделениях? В старые времена проблема вентиляции решалась так:




Видите на ближайшем воздухозаборнике ручку? Его можно было разворачивать к набегающему потоку воздуха, чтобы больше забирал. А на двух отдалённых я вижу даже механический привод разворота.

Теперь же непрерывно гудит вдувная и вытяжная вентиляция. Летом это не всегда решает проблему, приходится ходить вот так:




А зимой нередко выключать вообще и надевать что-нибудь потеплее - тепла от двигателей явно не хватает, чтобы обогреть машинное отделение.

Вот и ещё одну сторону жизни на море мы рассмотрели. Если было интересно, заглядывайте на канал https://zen.yandex.ru/amico , посвящённый морю и морякам.





Tags: Воспоминания, Как это делается, Море и моряки, О море
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments