?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



О тех возгораниях, в тушении которых я участвовал на гражданских судах, рассказано в другой статье Пожары это были небольшие и справиться с ними удалось достаточно легко.

Во время военной службы ни в чём подобном принимать участие не довелось, хотя...
Тысячу раз доказано, что спусковым крючком большинства ЧП является человеческий фактор. Вот как это было в Алжире. Приезжаем утром на военно-морскую базу Мерс-эль-Кебир, где обучали местных моряков, а нам вежливо говорят: пока на катер не заходите.
Что за дела? Да у нас пожар тут был, на ухо шепчут местные. Причина проста - в десятках Наставлений, Правил эксплуатации, Руководств по борьбе за живучесть, Уставов наконец, говорится: по окончанию работ выключайте переносное электрооборудование. Ан нет.

В посту предстартового контроля (ППК), узеньком отсеке от борта до борта, один алжирец положил включенную переносную лампу на сумку с резиновым химкомплектом. И все ушли, забыв про неё. Лампа на 27 вольт, но нагревается не хуже любой другой. Короче, вахта учуяла дым, когда в ППК уже невозможно было сунуться.
Но недаром я их учил пользоваться системами объёмного пожаротушения! Система ЖС - сжатым воздухом фреон из 80-литрового резервуара выдувается через специальные распылители в горящий отсек, превращаясь при этом в газ гораздо тяжелее воздуха. Он заполняет отсек, выжимая из него воздух и пламя задыхается без кислорода.

Ребята дунули от души, выпустив в небольшой отсек весь резервуар, которого бы хватило за глаза на целое машинное отделение. К счастью, всё кончилось благополучно для материальной части, а как там с них шкуру спускали за это - мы так и не узнали.
А меж тем, надстройка ракетного катера была изготовлена из того же алюминиевого сплава, из которого были сделаны надстройки погибших БПК "Отважный", МРК "Муссон", эсминца "Шеффилд" и несть им числа. Уж он как возьмётся гореть, так возьмётся.

Я только-только стал старшим лейтенантом, когда произошла трагедия с "Отважным" 30 августа 1974 года.(на снимке вверху)
В погребе, где располагались зенитные ракеты, неоднократно срабатывала автоматическая система пожаротушения. Надоела, зараза, и её просто отключили. Но в тот страшный день по неизвестной причине сработал маршевый двигатель одной из ракет. Мичману Шупортяк (героев надо знать и помнить) надо было только нажать кнопку ручного запуска системы, но он наложил в штаны и бросился бежать, не сделав этого.
Несмотря на героическую борьбу экипажа и сил флота после ряда взрывов, жуткого пожара, затопления помещений и потери энергоснабжения, корабль пошёл ко дну. 24 человека, из них 5 курсантов, погибли.

Рассказывали страшную историю о несчастном матросе из камбузного наряда, пытавшегося спастись через иллюминатор и в нём застрявшего. Верхняя часть его тела была снаружи, а нижняя в помещении, в котором пылал пожар. Спасти его не удалось. Я как-то не верил в эту историю, но готовя статью, наткнулся на воспоминания капитана 1 ранга Жбанова, бывшего тогда начальником Аварийно-Спасательной Службы флота.
Вот что он пишет: Я трижды спускался на корабль в наблюдательной камере и подводном аппарате. Первый раз на вторые сутки после его гибели, когда из иллюминатора на камбузе высовывалось тело рабочего по камбузу, которого не удалось спасти. Полы его белой куртки развевались течением, а мы обследовали корабль для выяснения деталей его подъема.

Корабль поднять не было технической возможности и он был уничтожен на дне взрывом 113,6 тонн тротила.
Малый ракетный корабль "Муссон" был поражён ракетой, которая предназначалась служить мишенью для его зенитного комплекса, но вместо этого попала в корабль, пронзив почти всю надстройку вдоль. Не сгоревшее топливо и окислитель вспыхнули и несмотря на отчаянные усилия людей через шесть часов выгоревший дотла корабль пошёл на дно, унеся жизни 39 человек.
Речь идёт о наших кораблях, потому что о них известны все подробности. Но это бывает и на других флотах. Английский "Шеффилд" так же сгорел и утонул после попадания аргентинской ракеты.
А вот описание пожара на атомном авианосце "Энтерпрайз".





Струя раскалённых газов готовившегося к взлёту самолёта попала на подвешенную под крылом другого штурмовика ракету. Ракета взорвалась, возник пожар. В течении 20 минут произошло множество взрывов боеприпасов, в том числе 8 пятисотфунтовых авиабомб.
Но это были не последние взрывы, выкашивавшие личный состав аварийных партий. Огонь распространялся. И только неимоверными усилиями моряков авианосца и подоспевших эсминцев с ним удалось справиться. Облегчило борьбу также то, что борьба происходила на бронированной полётной палубе и огонь не распространялся по отсекам корабля.
В итоге было уничтожено 15 самолётов, большое количество различного оборудования, в палубе и правом борту образовались пробоины до 4 метров в поперечнике, убитых и раненых потеряли около 400 человек.
Буквально на днях возник пожар на немецком корабле во время ракетной стрельбы.

А сколько погибло военных кораблей скажем, от воздействия штормов?
Вот и выходит, что огонь на море остаётся более опасным, чем вода.

P.S. Это мой журнал в Дзене, посвящённый морю и всему, что с ним связано:https://zen.yandex.ru/amico





Recent Posts from This Journal

  • Флот и сапоги

    В этом смысле в устах причисляющих себя к крутым мореманам слово "сапог" звучит всегда с насмешкой, а то и вообще уничижительно. Да и сам этот…

  • Как моряки попадают на суда и как они их покидают

    Эти элементы жизни моряка не обойти никак, и сколь разнообразны они могут быть! Расскажу, как оно со мной было в первое десятилетие 21 века.…

  • Сажаем фундук "Трапезунд"

    Почему именно Трапезунд? По размеру орехов он стоит среди самых крупноплодных, при этом обладает очень тонкой скорлупой. Монета для масштаба.…

promo amico_di_amici июль 26, 2014 10:17 4
Buy for 10 tokens
Преступник не имеет национальности, а герой - имеет Любите подглядывать за людьми? Чем старше я становлюсь, тем больше вокруг молодых симпатичных женщин... Тончайшая грань между жизнью и смертью Упала с шестого этажа. Как это бывает Мат и общественный прогресс О чём все великие…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
fabiy_maksim
Jul. 3rd, 2018 07:16 am (UTC)
Мы "слегка" горели на катере, идя по каналу имени Москвы. С помпы соскочил ремень, вода перестала подаваться в охладительную рубашку и от выхлопа перегрелся резиновый шланг, которым выпускная система двигателя соединялась с выхлопной трубой. За нами шел толкач и останавливаться как-то сильно не хотелось...
Хорошо почти сразу нашелся поворот в заливчик и там мы все быстренько потушили. Но было очень неприятно.

Даже представлять не хочется что такое серьезный пожар на воде...
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 07:21 am (UTC)
Да, зачастую надежда только на себя, далеко не убежишь. В этом смысле пожар на подводных лодках вообще ад.
fabiy_maksim
Jul. 3rd, 2018 08:21 am (UTC)
Даже думать об этом не хочу! Вообще в этой банке куда-то нырять стремная затея, а гореть - просто ужас.
casus_belli_7
Jul. 3rd, 2018 10:36 am (UTC)
у нас ночью был похожий пожар в подъезде,
обложили мокрыми тряпками двери в полностью задымленный подъезд,
сидим и смотрим,как пробиваются струйки дыма в комнату и не сбежишь никуды с 6-го этажа и окна даже не открыть....
livejournal
Jul. 3rd, 2018 08:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sobesednik_m
Jul. 3rd, 2018 08:41 am (UTC)
Трагедия аналогичная МРК "Муссон" имела место на Северном флоте в 1983 году, когда на учениях ракета попала в ракетный катер выполнявший роль наблюдательного поста.
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 11:31 am (UTC)
Да этих трагедий вагон, только скрытый, потому люди и считают, что военные и моряки в том числе лишь жируют, сидя на их измождённых шеях.
rvvaiu86
Jul. 5th, 2018 06:19 am (UTC)
Подобные события очень характерны для технологичных видов ВС, когда требования инструкций входят в противоречие с натурой человека (отключение ППС вообще классика - хрен ли эта дура орёт, когда всем ясно, что всё в порядке? Отключить её, и вся недолга).

В Мерзебурге, куда только распределился мой однокашник, произошёл тоже весьма характерный эпизод - при выполнении учебного перехвата один МиГ-29 расстрелял другой. Обстоятельства очень узнаваемые и происходящие постоянно в любом полку - комэска на МиГ-29 выполнял роль цели и запустился, молодой старлей при запуске обнаружил неисправность, выскочил и метнулся к инженеру эскадрильи - Николаич, дай борт, срочно!!! Тот без разбору, не сверясь с плановой таблицей полетов, дал ему первый попавшийся борт, у которого до следующий заправки был запас времени. При вылете без применения пушки положено оставлять капот пушки открытым и отсоединять ШР пушки, летчик перед вылетом осматривает и расписывается под записью "ШР пушки отсоединен" в ЖПСе (журнал подготовки самолета), после этого техник при летчике закрывает капот. Ничего этого сделано не было, летчик прыгнул в кабину и шустро взлетел. Результат - самолет-цель расстрелян в клочья, комэска катапультировался.

Такие события также не афишировались (и правильно).
amico_di_amici
Jul. 5th, 2018 08:12 am (UTC)
Спасибо за комментарий, авиация для меня - терра инкогнита :)
rvvaiu86
Jul. 5th, 2018 09:27 am (UTC)
Мы пересекаемся только в области палубной авиации, и то только в последнее время. В СССР единственным представителем палубной авиации был печально известный Як-28, он же "вдоводел", он же "Як-об-палубу-хуяк"...)
amico_di_amici
Jul. 5th, 2018 10:49 am (UTC)
Такой стоит в Севастополе у нас на территории музея в Михайловской батарее, его даже с Приморского бульвара видно:)
casus_belli_7
Jul. 3rd, 2018 10:37 am (UTC)
>Мичману Шупортяк (героев надо знать и помнить) надо было только нажать кнопку ручного запуска системы, но он наложил в штаны и бросился бежать, не сделав этого.

чего он испугался, к кнопке был доступ затруднен?
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 11:38 am (UTC)
Его боевой пост был рядом с погребом и вроде бы он даже визуально мог видеть в специальный иллюминатор возникшее пламя. и уж он точно знал. что с ним может там вот-вот случиться. Перетрухал, какой там долг...
Но потом на заводе был построен точно такой же фрагмент корпуса корабля и проведены натурные исследования. С горящей ракетой и т.п. Выяснилось, что у мичмана было целых 18 секунд, чтобы включить систему и она гарантированно потушила бы пожар.
такие дела.
casus_belli_7
Jul. 3rd, 2018 03:06 pm (UTC)
на мой характер - это страшный позор, так пугаться, тьху.
Чем потом всю жизнь от стыда сгорать - лучше сдохнуть на месте.
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 03:54 pm (UTC)
Это кому как. Те лохи сгорели, а я жив остался, профит же.
casus_belli_7
Jul. 3rd, 2018 04:14 pm (UTC)
"Те лохи сгорели, а я жив остался" - наверное таких людей сразу видно в экипаже
controvka
Jul. 5th, 2018 02:27 pm (UTC)
Есть у меня книга про гибель "Отважного". Там, по-моему, написано, что Шупортяк на этих натурных испытаниях просто не знал, как включать систему пожаротушения и включить её не смог. И вообще, он какой-то блатной был "товарищ".
amico_di_amici
Jul. 5th, 2018 03:54 pm (UTC)
Мне эта книга. к сожалению, не попадалась. Тут такая тонкость может быть. Притвориться валенком и сказать, что я не знал как включать (хотя это очень сомнительно, это же его пост был) и поэтому осталось только убежать.
А вот если знал, но перепугался так, что не выполнил свои обязанности - это ведь другой оттенок имеет, не так ли?
controvka
Jul. 5th, 2018 06:55 pm (UTC)
Б.А. Каржавин «Гибель Отважного». Книга старая - 1994 года издания. В сети вроде бы есть.
amico_di_amici
Jul. 5th, 2018 07:56 pm (UTC)
Спасибо, поищу
smile_sharks
Jul. 3rd, 2018 12:16 pm (UTC)
Много было возгораний и пожаров. Серьезных за 27 лет на кораблях у меня было пожалуй всего 4. Последний - пожар арт.установки с боезапасом на предпоследнем перед увольнением выходе в море. Повезло. До взрыва дело не дошло и никто не пострадал. И мичмана Шупортяк не нашлось. Работали все. Но надо сказать, что и спасибо за действия экипажа на пожаре так никто и не сказал.
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 02:18 pm (UTC)
Со спасибом у нас традиционно туго:) А поощрением является ненаказание, дело известное.
Помню крылатое: "Почему у этого офицера нет взысканий? Он у вас службой занимается или дурака валяет?"
Анатолий Воротников
Jul. 3rd, 2018 01:49 pm (UTC)
этих трагедий вагон, только скрытый
Во время моей срочной службы случилась трагедия на кру Адмирал Сенявин. Тогда, во Владивостоке, местные у нас, моряков, когда на берегу были, всё спрашивали, что же там случилось, но нельзя было говорить, запрещено было. Некоторых из погибших ребят я по учебному отряду знал.
http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/june/zasekrechennaya-tragediya-admirala-senyavina
amico_di_amici
Jul. 3rd, 2018 02:26 pm (UTC)
Re: этих трагедий вагон, только скрытый
Спасибо за ссылку, ничего этого не знал,увы.
Анатолий Воротников
Jul. 3rd, 2018 02:39 pm (UTC)
Re: этих трагедий вагон, только скрытый
Кстати, после той трагедии, наш командир, капитан 2 ранга Рыбин Игорь Трофимович, был назначен командиром Сенявина.
chiefa1
Jul. 5th, 2018 09:00 pm (UTC)
Re: этих трагедий вагон, только скрытый
''Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на выполнение девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. Мощная струя газов воспламенила приготовленные к стрельбе заряды. В башне возник пожар, мгновенно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Произошел сильный взрыв… "

Охренеть можно от ОФициальной версии...загнать в заряженный ствол еще один снаряд,это в каком состоянии нужно быть,чтоб не увидеть,что выстрела нет,там ствол на накатниках на метр с гаком откатывается...и почему рядом находились полузаряды...
Эта трагедия долго еще муссировалась на КТОФе,в плане соблюдения всех инструкций,правил и пр.

Вот более близкое к истине:На крейсере “Адмирал Сенявин”, при стрельбе 13 июня 1978 года после 8 залпов (на 9-м) первое орудие башни номер I не выстрелило, и механизм взаимной замкнутости полностью заблокировал орудие. По неясным до сих пор причинам расчет перешел с автоматического управления заряжанием на ручное, выключил две блокировки открывания затвора. Далее затвор был открыт, и снаряд, приготовленный к 10-му выстрелу, был дослан в камору, где он раздавил заряд 9-го выстрела, в результате чего последний воспламенился. Струя раскаленных газов попала внутрь башни и подожгла 5 зарядов, находившихся там. В результате пожара и затопления по приказу командира крейсера погребов башни тогда погибло 37 человек.

А тела родственникам не отдали,т.к нечего было отдавать...при взрыве в башне,давлением всех просто размазало по переборкам...



Edited at 2018-07-05 09:04 pm (UTC)
mad_mortigen
Jul. 5th, 2018 01:12 pm (UTC)
Картинка и описание пожара наверное все-таки с неатомного авианосца "Форрестол". Если так, то там причиной было нештатное срабатывание бортовых электроцепей самолета, при запуске двигателя выстрелил блок НУРС с А-4 и все как заверте...
amico_di_amici
Jul. 5th, 2018 04:15 pm (UTC)
Может быть. Зря я не стал сравнивать фото этих кораблей. С другой стороны - а чего их, супостатов жалеть, пусть горят.
mad_mortigen
Jul. 5th, 2018 01:13 pm (UTC)
И кстати в предыдущем посте у вас была картинка с постройки пассажирского лайнер "Морро касл", сгоревшего в рейсе в результате преднамеренного поджога.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

Виктор
amico_di_amici
Амико ди амичи

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel