Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Как горят военные корабли



О тех возгораниях, в тушении которых я участвовал на гражданских судах, рассказано в другой статье Пожары это были небольшие и справиться с ними удалось достаточно легко.

Во время военной службы ни в чём подобном принимать участие не довелось, хотя...
Тысячу раз доказано, что спусковым крючком большинства ЧП является человеческий фактор. Вот как это было в Алжире. Приезжаем утром на военно-морскую базу Мерс-эль-Кебир, где обучали местных моряков, а нам вежливо говорят: пока на катер не заходите.
Что за дела? Да у нас пожар тут был, на ухо шепчут местные. Причина проста - в десятках Наставлений, Правил эксплуатации, Руководств по борьбе за живучесть, Уставов наконец, говорится: по окончанию работ выключайте переносное электрооборудование. Ан нет.

В посту предстартового контроля (ППК), узеньком отсеке от борта до борта, один алжирец положил включенную переносную лампу на сумку с резиновым химкомплектом. И все ушли, забыв про неё. Лампа на 27 вольт, но нагревается не хуже любой другой. Короче, вахта учуяла дым, когда в ППК уже невозможно было сунуться.
Но недаром я их учил пользоваться системами объёмного пожаротушения! Система ЖС - сжатым воздухом фреон из 80-литрового резервуара выдувается через специальные распылители в горящий отсек, превращаясь при этом в газ гораздо тяжелее воздуха. Он заполняет отсек, выжимая из него воздух и пламя задыхается без кислорода.

Ребята дунули от души, выпустив в небольшой отсек весь резервуар, которого бы хватило за глаза на целое машинное отделение. К счастью, всё кончилось благополучно для материальной части, а как там с них шкуру спускали за это - мы так и не узнали.
А меж тем, надстройка ракетного катера была изготовлена из того же алюминиевого сплава, из которого были сделаны надстройки погибших БПК "Отважный", МРК "Муссон", эсминца "Шеффилд" и несть им числа. Уж он как возьмётся гореть, так возьмётся.

Я только-только стал старшим лейтенантом, когда произошла трагедия с "Отважным" 30 августа 1974 года.(на снимке вверху)
В погребе, где располагались зенитные ракеты, неоднократно срабатывала автоматическая система пожаротушения. Надоела, зараза, и её просто отключили. Но в тот страшный день по неизвестной причине сработал маршевый двигатель одной из ракет. Мичману Шупортяк (героев надо знать и помнить) надо было только нажать кнопку ручного запуска системы, но он наложил в штаны и бросился бежать, не сделав этого.
Несмотря на героическую борьбу экипажа и сил флота после ряда взрывов, жуткого пожара, затопления помещений и потери энергоснабжения, корабль пошёл ко дну. 24 человека, из них 5 курсантов, погибли.

Рассказывали страшную историю о несчастном матросе из камбузного наряда, пытавшегося спастись через иллюминатор и в нём застрявшего. Верхняя часть его тела была снаружи, а нижняя в помещении, в котором пылал пожар. Спасти его не удалось. Я как-то не верил в эту историю, но готовя статью, наткнулся на воспоминания капитана 1 ранга Жбанова, бывшего тогда начальником Аварийно-Спасательной Службы флота.
Вот что он пишет: Я трижды спускался на корабль в наблюдательной камере и подводном аппарате. Первый раз на вторые сутки после его гибели, когда из иллюминатора на камбузе высовывалось тело рабочего по камбузу, которого не удалось спасти. Полы его белой куртки развевались течением, а мы обследовали корабль для выяснения деталей его подъема.

Корабль поднять не было технической возможности и он был уничтожен на дне взрывом 113,6 тонн тротила.
Малый ракетный корабль "Муссон" был поражён ракетой, которая предназначалась служить мишенью для его зенитного комплекса, но вместо этого попала в корабль, пронзив почти всю надстройку вдоль. Не сгоревшее топливо и окислитель вспыхнули и несмотря на отчаянные усилия людей через шесть часов выгоревший дотла корабль пошёл на дно, унеся жизни 39 человек.
Речь идёт о наших кораблях, потому что о них известны все подробности. Но это бывает и на других флотах. Английский "Шеффилд" так же сгорел и утонул после попадания аргентинской ракеты.
А вот описание пожара на атомном авианосце "Энтерпрайз".





Струя раскалённых газов готовившегося к взлёту самолёта попала на подвешенную под крылом другого штурмовика ракету. Ракета взорвалась, возник пожар. В течении 20 минут произошло множество взрывов боеприпасов, в том числе 8 пятисотфунтовых авиабомб.
Но это были не последние взрывы, выкашивавшие личный состав аварийных партий. Огонь распространялся. И только неимоверными усилиями моряков авианосца и подоспевших эсминцев с ним удалось справиться. Облегчило борьбу также то, что борьба происходила на бронированной полётной палубе и огонь не распространялся по отсекам корабля.
В итоге было уничтожено 15 самолётов, большое количество различного оборудования, в палубе и правом борту образовались пробоины до 4 метров в поперечнике, убитых и раненых потеряли около 400 человек.
Буквально на днях возник пожар на немецком корабле во время ракетной стрельбы.

А сколько погибло военных кораблей скажем, от воздействия штормов?
Вот и выходит, что огонь на море остаётся более опасным, чем вода.

P.S. Это мой журнал в Дзене, посвящённый морю и всему, что с ним связано:https://zen.yandex.ru/amico





Tags: Воспоминания, Как это делается, Море и моряки, О море, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal