Скажу сразу - сыновей адмиралов среди офицеров-механиков мне встретить за время службы не пришлось, может, скромничали очень. Хотя знаю по крайней мере об одном, учившемся в нашем инженерном училище, уже после моего выпуска.
Это был сын нашего начальника училища, адмирала, да:) Но не довелось слышать, чтобы он тоже стал адмиралом. А вот фамилии не механических адмиралов, сыновей адмиральских, мне хорошо известны. Можно ли династичность назвать кастовостью? Ну как сказать - если определённый круг должностей поколение за поколением замещается потомками определённого круга людей - то вот вам и каста. Чужим туда попасть непросто.
И далее я хотел написать об истоках этого явления и во что оно вылилось в позднесоветское время. Стал читать литературу по этому вопросу и расхотелось пережёвывать эту жвачку . А лучше поделюсь тем, что я узнал во время этого чтения.
Это офицеры гвардейского эскадренного броненосца "Император Александр III" . Даже на этом снимке имеется один князь. Гвардия - она и есть гвардия. Эскадренный броненосец «Император Александр III» прошел труднейший путь от Кронштадта до Цусимы, будучи единственным кораблем 2-й Тихоокеанской эскадры, на котором практически не было ни одной аварии или поломки. На корабле не умер и не сошел с ума ни один человек. На нём не было ни одного случая грубого нарушения дисциплины даже во время разлагающей трёхмесячной стоянки на Мадагаскаре.
А это сам броненосец, новейший боевой корабль, вступивший в строй в октябре 1903 года:
А это его первый и последний командир, капитан 1 ранга Бухвостов Николай Михайлович:
Фамилия какая-то не княжеская, но не будем торопиться.
Когда Пётр I объявил в 1683 году набор в свои потешные войска, первым к нему явился царский конюх (по другим сведениям - стряпчий) Сергей Леонтьевич Бухвостов и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка как «потешный пушкарь».
Современник его характеризует так : «Был росту среднего, силён, тверд, скромен и весьма воздержан». В истории за ним закрепилось звание "первого русского солдата". Он участвовал во всех военных кампаниях, проводившихся Петром, был тяжко изранен и в признательность за многолетнюю честную службу Пётр присвоил Бухвостову чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон со званием — капитан гвардии, где он значился до своей смерти . А род Бухвостовых продолжил служить России.
Перед уходом эскадры на Дальний Восток Николай Михайлович произнёс пророческие слова: «Вы желаете нам победы. Нечего говорить, как мы её желаем… Но за одно я ручаюсь — мы все умрём, но не сдадимся». В ходе Цусимского сражения броненосец «Император Александр III» погиб. Из 867 членов экипажа не спасся ни один человек. Ни те, кто сфотографирован в кают-компании, ни командир, ни последний кочегар.
Это единственный броненосец Цусимы, с которого не спасся ни один человек. Это корабль, принявший на себя весь адский огонь японского флота в самые тяжёлые минуты Цусимы,
В том и отличие морского боя того времени от сухопутного, что там не отступишь во вторую линию траншей, не отсидишься в штабе за километры от передовой и не отправишься в лазарет, получив ранение. Гибель броненосца была ужасна, истерзанный снарядами, полыхающий пожарами, с сильнейшим креном, он продолжал отбиваться до последнего момента, когда перевернулся и мгновенно затонул. Можно ли представить себе, что творилось в этот момент в его внутренних помещениях, когда срывались с фундаментов орудия и котлы, струи раскалённого пара пронизывали машинные отделения в полном мраке под рёв врывающейся в корпус воды?
Тут я не могу не сказать ещё пару слов о "кастах". Среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика.
И был он младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое, у механиков тогда они сухопутные были. В 1901 году окончил Императорское Техническое училище, воинскую повинность проходил на боевых кораблях на Дальнем Востоке. С началом войны добровольно подал прошение о зачислении на действующий флот. Попав в Гвардейский экипаж, поручик Гагарин очень естественно влился в эту довольно замкнутую касту и, по сохранившимся свидетельствам, стал любимцем кают-компании гвардейского броненосца.
Было ему 28 лет, после него остались вдова и маленькая дочь, которая ни одной минуты не видела своего отца.
Многие в нашей стране знают о гибели «Титаника», и льют слёзы над судьбами главных героев одноимённого фильма, а не лучше ли нам помнить своих героев, в лице героического экипажа броненосца « Император Александр III», который с честью и до конца выполнил долг перед Родиной?
P.S. А вообще, обо всём, что связано с флотом, я пишу на своём канале https://zen.yandex.ru/amico . Кое-что мои старые друзья в ЖЖ уже читали. А кое-что в ЖЖ я переносить не буду.
Comments
Но да, своих помнить надо, это точно. И князь Гагарин вызывает всемерное уважение, и весь экипаж броненосца.
В экипаже было немало выходцев из знатных родов. Например мичман Адлерберг, граф (окончил кадетский корпус 28 января 1904г., первый поход), судовой врач - надворный советник Юрьев, шкипер - титулярный советник Чуфарин, младший судовой механик - поручик Гагарин, князь, младший минный офицер - лейтенант Игнатьев, граф etc..
А служба БЧ-5 и в самом деле невидная, грязная, но без неё - никак! И недаром "маслопупы" называют остальные БЧ и службы - пассажиры.
С Василием Толкачевым, сыном командующего Каспийской флотилии вообще вместе с 1 курса Поповки... Умнейший человек.
И если б не знал, кто у них отцы, так и не догадался бы...
Правда адмиралами они так и не стали... Не с нашей специальностью.
Кстати у знаменитого художника каперанга Каравашкина отец тоже был адмиралом - начальником ВВМУРЭ им.Попова.
А вот Сергею Георгиевичу с внуком не повезло... Ну тут баба Зина виновата...
На "Бородино" командовал орудийным казематом (75-мм пушки), погиб в Цусиме. Вот так прямо из гусарского полка - во флотский экипаж и на корабль. Были в списках личного состава флота в 1905 году и корнеты, занимавшие должности вахтенных офицеров на кораблях. И всяческие коллежские советники и надворные советники - с гражданскими чинами проходили службу. Что особо странно - не только судовые механики, но и штурмана (самая морская специальность, собссно) были поручиками и штабс-капитанами аж до 1917 года (хотя постепенно заменялись мичманами и лейтенантами).
Edited at 2018-05-28 10:50 am (UTC)
"- Почему вы решили, что я офицер? Почему кричали мне - "офицер"?
...
Я не офицер, - сказал он, - я военный врач. Меня зовут Алексей Васильевич Турбин..."
Форма офицерская была, погоны, револьвер, шашка, все дела - и не офицер, а какой-нибудь надворный советник.