Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Касты на флоте

Скажу сразу - сыновей адмиралов среди офицеров-механиков мне встретить за время службы не пришлось, может, скромничали очень. Хотя знаю по крайней мере об одном, учившемся в нашем инженерном училище, уже после моего выпуска.

Это был сын нашего начальника училища, адмирала, да:) Но не довелось слышать, чтобы он тоже стал адмиралом. А вот фамилии не механических адмиралов, сыновей адмиральских, мне хорошо известны. Можно ли династичность назвать кастовостью? Ну как сказать - если определённый круг должностей поколение за поколением замещается потомками определённого круга людей - то вот вам и каста. Чужим туда попасть непросто.

И далее я хотел написать об истоках этого явления и во что оно вылилось в позднесоветское время. Стал читать литературу по этому вопросу и расхотелось пережёвывать эту жвачку . А лучше поделюсь тем, что я узнал во время этого чтения.


Это офицеры гвардейского эскадренного броненосца "Император Александр III" . Даже на этом снимке имеется один князь. Гвардия - она и есть гвардия. Эскадренный броненосец «Император Александр III» прошел труднейший путь от Кронштадта до Цусимы, будучи единственным кораблем 2-й Тихоокеанской эскадры, на котором практически не было ни одной аварии или поломки. На корабле не умер и не сошел с ума ни один человек. На нём не было ни одного случая грубого нарушения дисциплины даже во время разлагающей трёхмесячной стоянки на Мадагаскаре.

А это сам броненосец, новейший боевой корабль, вступивший в строй в октябре 1903 года:



А это его первый и последний командир, капитан 1 ранга Бухвостов Николай Михайлович:



Фамилия какая-то не княжеская, но не будем торопиться.

Когда Пётр I объявил в 1683 году набор в свои потешные войска, первым к нему явился царский конюх (по другим сведениям - стряпчий) Сергей Леонтьевич Бухвостов и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка как «потешный пушкарь».

Современник его характеризует так : «Был росту среднего, силён, тверд, скромен и весьма воздержан». В истории за ним закрепилось звание "первого русского солдата". Он участвовал во всех военных кампаниях, проводившихся Петром, был тяжко изранен и в признательность за многолетнюю честную службу Пётр присвоил Бухвостову чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон со званием — капитан гвардии, где он значился до своей смерти . А род Бухвостовых продолжил служить России.

Перед уходом эскадры на Дальний Восток Николай Михайлович произнёс пророческие слова: «Вы желаете нам победы. Нечего говорить, как мы её желаем… Но за одно я ручаюсь — мы все умрём, но не сдадимся». В ходе Цусимского сражения броненосец «Император Александр III» погиб. Из 867 членов экипажа не спасся ни один человек. Ни те, кто сфотографирован в кают-компании, ни командир, ни последний кочегар.

Это единственный броненосец Цусимы, с которого не спасся ни один человек. Это корабль, принявший на себя весь адский огонь японского флота в самые тяжёлые минуты Цусимы,

В том и отличие морского боя того времени от сухопутного, что там не отступишь во вторую линию траншей, не отсидишься в штабе за километры от передовой и не отправишься в лазарет, получив ранение. Гибель броненосца была ужасна, истерзанный снарядами, полыхающий пожарами, с сильнейшим креном, он продолжал отбиваться до последнего момента, когда перевернулся и мгновенно затонул. Можно ли представить себе, что творилось в этот момент в его внутренних помещениях, когда срывались с фундаментов орудия и котлы, струи раскалённого пара пронизывали машинные отделения в полном мраке под рёв врывающейся в корпус воды?

Тут я не могу не сказать ещё пару слов о "кастах". Среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика.



И был он младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое, у механиков тогда они сухопутные были. В 1901 году окончил Императорское Техническое училище, воинскую повинность проходил на боевых кораблях на Дальнем Востоке. С началом войны добровольно подал прошение о зачислении на действующий флот. Попав в Гвардейский экипаж, поручик Гагарин очень естественно влился в эту довольно замкнутую касту и, по сохранившимся свидетельствам, стал любимцем кают-компании гвардейского броненосца.

Было ему 28 лет, после него остались вдова и маленькая дочь, которая ни одной минуты не видела своего отца.

Многие в нашей стране знают о гибели «Титаника», и льют слёзы над судьбами главных героев одноимённого фильма, а не лучше ли нам помнить своих героев, в лице героического экипажа броненосца « Император Александр III», который с честью и до конца выполнил долг перед Родиной?

P.S. А вообще, обо всём, что связано с флотом, я пишу на своём канале https://zen.yandex.ru/amico . Кое-что мои старые друзья в ЖЖ уже читали. А кое-что в ЖЖ я переносить не буду.






Tags: История, Море и моряки, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal