Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Почему торпеду называют торпедой, а торпедистов - минёрами



Как давно уже известно, всё сперва было изобретено в ̶К̶и̶т̶а̶е̶ России. Вот и своё устройство для уничтожения кораблей противника И.Ф. Александровский назвал "самодвижущееся торпедо" , создав его в 1865 году.

А значит, были и не самодвижущиеся торпедо? Точно так, - считается, что ещё Фултон не позднее 1810 года называл так обычные контактные мины, имевшие округлую яйцеобразную форму. А почему? Оказывается, есть порода рыб - электрических скатов именно округлой формы, от встречи с которым не поздоровится никому. И они называются торпедо :)

Однако, из-за косности царских чиновников, отсталости промышленности, траляля и бла-бла-бла, изобретение Александровского своего применения и развития не получило. А в 1866 году Роберт Уайтхед запатентовал своё детище, над которым работал два года.

Самое интересное, что хотя Уайтхед и был англичанин, но работал для военного флота Австро-Венгрии. Был такой мощный флот (многие ли о нём слышали?) - одних линкоров 4 штуки, не говоря уж о крейсерах, и порядка 70-ти миноносцев. Вот тут-то "самоходные мины Уайтхеда" и пригодились. В 1871 году их приняли на вооружение австро-венгерского флота , а потом начали и экспортировать, в том числе в Россию.

Теперь понятно, почему название "торпедо" у нас сначала не прижилось, соответственно, специалистов, занимавшихся помимо стационарных мин ещё и самоходными, продолжали называть минёрами. И до 1917 года только так и называли, а потом, хотя и появился термин "торпедист", но и сейчас их нередко называют минёрами, по-русски оно удобнее звучит.

Своё "торпедо" Александровский планировал применять на созданной им же подводной лодке, изображённой на верхнем фото. Её доводка и усовершенствование длилось более десяти лет. Но, увы... "Единственное, но зато весьма существенное преимущество лодки г. Александровского перед прежними изобретениями этого рода заключается в том, что и сам он не утонул, еще и спускавшиеся с ним люди живы. Г. Александровский справедливо гордится этим".

("Сборник морских статей и рассказов". Ежемесячное приложение к газете "Яхта". Июль 1878 года.)

Зато первое удачное боевое применение торпед (будем уж их по-современному называть) всё-таки за русским флотом! Во время русско-турецкой войны лейтенант С.О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, получил под своё командование пароход "Великий князь Константин", который переоборудовал в носитель минных катеров. Дальность торпед того времени была совсем невелика, ведь в движение они приводились сжатым воздухом, сколько его накачаешь в столь небольшом объёме?

А большому кораблю незаметно приблизиться к цели практически невозможно. Родилась идея использовать небольшие катера, доставляемые к месту атаки кораблём-носителем. На снимке "Великий князь Константин" со своими катерами:



Ночью с 13 на 14 января 1878 года минные катера "Чесма" и "Синоп" (названные в честь громких побед русского флота) произвели торпедную атаку на рейде Батума против турецкой канонерской лодки "Интибах". Вот грозная "Чесма" на фоне "Константина":



"Чесма" имела торпедный аппарат в виде трубы под килём, а "Синоп" просто тащил торпеду на плотике. Перед стрельбой подтягивал его к борту и направлял снаряд на цель.

Из рапорта командира "Чесмы" лейтенанта Зацаренного: ...я дал самый малый ход и с расстояния 40 — 30 саженей выстрелил миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Шешинский [командир "Синопа"] пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Шешинского правее, подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и пароход накренившись на правую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно и только большой круг обломков указывал место его гибели...

Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно.

О чем имею честь доложить.


Вообще, тема торпедного оружия довольно интересная, покопаюсь-ка я ещё, для следующей статьи.






Tags: История, Море и моряки, Россия и мир, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments