Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

"Суконка", "хромачи", "караси" и другие предметы флотского шика



С тельняшки пожалуй и начнём, у нас называвшейся "тельник". Я и сейчас в нём, надетом под цивильную рубашку, сижу за клавиатурой. Для Севастополя не такая уж редкость увидеть бело-синие полоски в расстёгнутом воротничке прохожего. Это и привычка, и память о молодости, да и практичная вещь в конце концов, 100% натуральный хлопок.
Были тельняшки обычные, были так называемые "рыбацкие", из более плотного трикотажа, двойной вязки, но в училище их не выдавали и были тёплые, с начёсом изнутри, такая у меня до сих пор лежит в шкафу.

На секундочку отвлекусь. Эти заметки я стал писать не с целью некую энциклопедию создать, есть целые форумы, посвящённые флотской форме, по двести с лишним страниц. Изначально я хотел лишь припомнить, как назывались те или иные предметы на нашем училищном сленге, и всё. Но одно цепляется за другое...
Может, я в чём-то и не точен окажусь, с удовольствием приму уточнения, да и просто воспоминания тех, кому есть что сказать на эту тему.

Так вот, повседневные тельники мы не стирали, а обменивали на чистые при еженедельной помывке в бане. Соответственно, они были несколько выцветшие, а белые полоски имели голубоватый оттенок. Но в вещмешке в баталерке хранились и новые, надеваемые в увольнение или на всякие праздничные мероприятия и стираемые лично с бережением и любовью.
Теперь о тельняшках-майках. Сколько не насиловал память и не рылся в интернете, год введения их в обиход установить не смог, но вот мнится мне, что в 67-м году, когда я получал первое вещевое довольствие, их ещё не было.
И они всем к лицу:



Что ещё о нижнем белье? Достаточно свободные трусы под кличкой "труханы" из синего сатина, довольно ноские, и синие же хлопчатобумажные носки, которые назывались "караси", в чём и состояла насмешка над обзываемыми так "молодыми". Но это на флоте. У нас "карасями" могли быть только носки, никакой годковщины, даже признаков, в училище не было.
Посмотрим на заглавный снимок. Тут и тельники, и майки. На переднем плане "хромачи", о них ниже. Труханы какие-то больно тёмные и носки явно неуставные. Что-то шепчет мне - снимок сделан в более поздние времена.

А чем они заняты? Циклюют обломками стекла паркет, снимая тончайшую стружку с чёрными следами от ботинок.
Пока не закончат, в отпуск не поедут, а эта операция проводится как раз перед отпуском, после очередной сессии, каждый час на счету, так что в полдня уложатся и в классе своём и на прилегающем участке коридора.

Теперь о "мице" наконец. Это фуражка, которую носили с четвёртого курса. Мне кажется, что данное название происходит от "мичманка". Летняя белая отличалась от суконной чёрной тем, что поверх тульи из реденькой ткани с клеёнчатым ромбом изнутри посередине, чтобы не засаливался верх, надевался съёмный чехол из более плотного материала. Его следовало содержать белоснежным и стирать почаще. В белой мице было две пружины - одна внутри тульи, другая под чехлом. Здесь было раздолье для воплощения своих понятий о военно-морской красоте. Пружины можно было укорачивать, придавать им эллиптическую форму, выдирать из передней части вату, чтобы придать передку желаемый вид и самое главное, можно было придать тулье вожделенную форму гриба, "грибан" по-научному.
Вот посмотрите, мой однокурсник наблюдает, как горят конспекты после выпускного экзамена, они ему в дальнейшей службе и нахрен не нужны. На нём мица практически стандартного образца, с чуть-чуть укороченной пружиной или обеими, или одна вообще выкинута:



Козырёк, кстати уже нового образца, с одной волной по краю.

Это два матёрых морских волка с кафедры морской практики и если у капраза просто ослаблены пружины, то у капдва грибан ещё какой!



Нижние поля тульи должны быть туго натянуты и располагаться параллельно поверхности земного шара, а верх иметь форму купола, подпираемого макушкой. При этом передняя часть, где располагается "краб" быть более-менее вертикальной. Задача нетривиальная, капдва справился с ней не совсем. Однако, кто его тронет? А модники более низких званий постоянно подвергались остракизму со стороны начальства.Но красота требует жертв!

А это я на заполярной практике в Лиинахамари после четвёртого курса развратничаю напоследок перед состоявшейся через полтора месяца моей свадьбой на далёком юге. На бабе моя фуражка-грибок, труханы уставные, а караси - нет. Но кто их будет проверять у практически пятикурсника за Полярным кругом?
На ногах хромовые ботинки, в рабочих четверокурсники почти не ходили.



Рабочее платье называлось коротко - "роба". Мы, как будущие подводники, носили робу синего цвета в отличие от командных училищ, где она была белой, но ткань у них мне казалась более толстой, чем наша. Не знаю, как её назвать - парусина, что ли, довольно жёсткая поначалу, пока не обомнётся и не постирается с десяток раз.
Стирали мы её сами, в холодной воде, а другой в казарме и не было. Были такие плоские корыта из нержавейки в умывалке, расстилаешь робу по дну, замачиваешь, натираешь хозмылом и шарашишь жёсткой щёткой, бо руками хрен что сделаешь, потом переворачиваешь и с другой стороны то же самое. Не важно, летом или зимой.
От стирок и солнца она постепенно светлела, но поскольку в отличие от корабельного состава в учебных подразделениях рубаху заправляли в брюки, её низ оставался тёмным.
Это я нюхаю розу 1968 или 69 года:



Можно заметить, что тельняшки на мне нет, такой порядок летом был узаконен, зато есть автоматный подсумок на правильно затянутом ремне.
В тот день наш взвод-класс был дежурным. Почему этот факт нельзя было обозначать какой-нибудь повязкой вместо таскания на пузе подсумка, я не знаю.

Что ж, перейдём к форме №2. Это чёрные суконные брюки, о которых я уже докладывал, да не всё. Про моду-то и умолчал. А как раз в то время вошли в моду брюки, расклешённые от колен, я в таких и поступать приехал.
Флот не мог остаться в стороне и если чуток ранее начальство сношало модников за зауженные брюки, то теперь с энтузиазмом делало это за расклешённые. Ни о какой вставке клиньев и речи быть не могло, это зашквар полный.
Но в полуподвале под нашей казармой находилась швальня - пошивочная мастерская, занимавшаяся подгонкой уж совсем безобразной формы и ремонтом пострадавшей в результате носки. Добрые тамошние тётушки за денежку малую ухитрялись-таки придать штанинам расширение книзу на той тончайшей грани, когда оно имело место быть, но ещё не вызывало ярости начальства. Кроме того, имелись ещё "торпеды" - клинья из фанеры, на которые натягивались мокрые штанины, сукно при этом дополнительно растягивалось.

Верх же формы два - официально называемая форменная рубаха, во флотских массах звалась "форменка", все её конечно видели. Изготавливалась из плотной хлопковой ткани, с пришитым откидным синим воротником, он же "гюйс", три белые полоски вдоль его краёв, и синими манжетами с такими же полосками. Застёгивались манжеты на одну белую пуговицу из пластмассы. Кстати, в стремлении опаскудить морскую форму несколько лет назад дошли до того, что и манжеты эти стали чисто белыми. Вернётся ли старая краса - не знаю, может одумаются. Форменку тоже надо было стирать самому и наглаживая, не спалить утюгом. Замена за свой счёт.
Лето у нас жаркое, поэтому хитрованы вырезали из тельняшек треугольник и вшивали в разрез воротника форменки. На вид вроде боец в тельняшке, а на самом деле форменка на голое тело, так прохладнее. Однако пристреляный глаз обман обнаруживал - полоски тельника всё-таки чуть-чуть просвечивали сквозь ткань форменки. Его отсутствие влекло за собой кару. Форменка законно надевалась на голое тело только в одном случае - когда объявлялась "форма раз", это когда чёрные брюки заменяются лёгкими белыми. Но даже в Севастополе это было только раз в год, на день ВМФ.



Форма №3 - те же брюки, но выше них тёмно синяя рубаха фланелевая, как писалось в накладных. Однако их было два вида. Одна из приятного тонкого сукна, называлась "суконка". Носилась в увольнение, на праздничные мероприятия, на экзамены и т.п. На ногах при этом должны были быть хромовые ботинки.
Второй вид рубахи был из хлопчатобумажной ткани, слегка ворсистой, ещё более мягкой и более светлого оттенка. Мы её называли "фланелькой". Манжеты на обеих застёгивались двумя металлическими пуговками с выштампованными якорьками.Она носилась с рабочими ботинками и брюками "второго срока".
Что это значит? Скажем, пятикурсники сдали свою невыношенную форму, став лейтенантами. Куда её девать?
Брюки стираются централизованным образом и выдаются младшим курсам для носки в обыденное время, когда в робе уже холодно. При объявлении формы одежды на день, это звучало так: "Форма одежды - форма три второго срока!" Или первого. И всем всё ясно.
А вообще для флотских рубах существовало общее название - "голландка". Но к тому времени оно уже выходило у нас из употребления. К суконке и фланельке полагался гюйс пристежной. Внутри рубахи у нижнего края разреза воротника имелись две пуговки, к которым и пристёгивались нижние концы воротника. Каждый уважающий себя мореман гюйс должен был иметь более светлый, что говорило о долгой нелёгкой службе. Достигалось это вымачиванием воротника в слабом растворе хлорки.
Тут ещё одна тонкость. Чтобы не было подмены, случайной или преднамеренной, предметов обмундирования, все они, кроме носков и носовых платков подписывались также размоченной хлоркой с помощью спички. Указывалась фамилия и номер военного билета.

Ещё пару слов о головных уборах . В моё время кроме бескозырок и фуражек, ну и шапки зимой, на голове ничего не носили. У нас не было ни беретов, ни пилоток подводника, введённых в училище позже. Разве что новый набор до принятия присяги таскал по летней жаре на голове чехлы от белых бескозырок в виде беретов.
А так, в строю или свободно, мы перемещались по территории училища без головных уборов, если специально не было объявлено. Белая и чёрная бескозырки меняли друг друга в определённые дни весны и осени, объявляемые приказом коменданта города. Причём белая могла носиться и с формой три, а вот чёрная с белой форменкой формы два - никогда. В Заполярье же можно было увидеть белый головной убор, носимый даже с шинелью, весна наступила, а холодрыга ещё та.

Что ж, пара слов об обуви.





На верхнем снимке ботинки хромовые, они же "хромачи". Видите рант, выступающую сбоку часть подошвы, простроченную дратвой? Её по-хорошему следовало аккуратно обрезать, не доходя до строчки, чтобы подошва не отвалилась. Правда, я лично этим не занимался. Но особо озабоченные флотской красой ещё и каблук обрезали с боков, придавая ему такой вид, как на ковбойских сапожках, суженный к низу. За это драли не менее усердно, чем за мицу-грибок.
Ниже рабочие ботинки, они же "прогары", они же "гады". Сбоку голенищ видны вставки из ткани с резинками. Благодаря им гады снимались просто наступанием на пятку другой ногой, опять же для лёгкости избавления от них в воде. Обувь была полностью кожаная, включая и подошвы. После построения на плацу в жаркое время на асфальте оставались влажные следы ступней, быстро испарявшиеся на солнышке, нога дышала. Но были они довольно грубы, недаром звались "гады". Пока обносишь - наплачешься от стёртых мозолей. Кстати вот видите впереди вертикольный шов? Это место иногда жестоко натирало подъём стопы, разносить его было очень трудно и тогда этот шов надрезался сверху на несколько сантиметров, что приносило облегчение от мук.

Боюсь, что уже утомил столь длинным текстом :)

Ну вот, равлекитесь, рассматривая как некоторые военные позднего периода понимали флотскую красоту.
Дембеля - они такие дембеля. Так издеваться над прекрасной классической формой можно только с ментальностью... ладно, не буду никого, ни людей, ни животных обижать сравнением с ними.



Об офицерской форме я писать не буду, какой-либо сленг в применении к ней мне неизвестен.
Начало рассказа о матросской одежде здесь: https://amico-di-amici.livejournal.com/343707.html

Если кому интересно ещё почитать о скрытых от постороннего глаза быте и учёбе будущих морских офицеров того времени, можно почитать здесь: Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост

или здесь, кликнуть по картинке:






Tags: Воспоминания, Житие мое..., История, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →