
"Римляне готовы?" - зычно вопрошает центурион.
"Готовы!!" - громогласно отвечают легионеры.
"Варвары готовы?"
"Готовы!!!" - ревут варвары.
"Тогда ещё раз проверьте концы!"
В густой толпе зрителей раздаётся радостное ржание некоторых граждан, у которых слово "конец" сразу ассоциируется с его смыслом в словосочетании "намотать на конец".
А зря они ржут, ибо реконструкторы - и легионеры, и варвары, щеголяют обычно с мечами, мало отличающимися от подлинных, да и метательным копьём-пилумом можно запросто проткнуть зазевавшегося.
Поэтому в схватках используются копья с резиновыми наконечниками, а мечи - из материала, не могущего нанести реальные раны.
И лишний раз проверить, не осталось ли в руках перед показательным боем настоящее оружие с острыми концами - отнюдь не лишняя предосторожность.
Начинают, как нередко бывало, варвары, осыпая римский строй стрелами и копьями.
Но те отработанно сооружают из щитов "черепаху" и повреждений практически не получают. А потом начинается рубка, где регулярные войска империи ожидаемо одерживают победу над толпой варваров.
А откуда-то со стороны раздаются пулемётные очереди и одиночные выстрелы. На других площадках идёт своя жизнь. 4-й Военно-исторический фестиваль в Севастополе в разгаре.
Обычно немецкую полевую жандармерию в фильмах показывают в виде молодчиков в длинных кожаных плащах с полукруглой металлической бляхой на шее, за которую сами немцы называли их "цепными псами" и верхом на верном Цундапе.
А вот этот добродушный жандарм-реконструктор, старающийся напоить козочку Герду,
рассказал, что бляху носили только на службе и обязательно с каской, а с 42-го года, понюхав, каково оно летом воевать в украинских и донских степях, немцы ввели хлопчато-бумажную форму вместо шерстяной,
в какой начинали Дранг нах Остен.
Вообще, эрудированность реконструкторов во всех самых мельчайших подробностях "своей" эпохи и предметов, ей сопутствующих, вызывает уважение. Это настоящее увлечение.
В этом году не приехали "немцы" из Питера и Белгорода, с которыми я познакомился в прошлом году, зато приехала группа настоящих французов из Савойи. Вот они:
Кстати, на вопрос местного журналиста, не боятся ли они санкций, ответили, что имели их в виду, и сами решают, куда им ездить.
Англичане и русский солдат как раз из той эпохи:
Зуавы и барышни играют в домино:
На КПП.
Скоро снова бой с этими полудикими русскими. Вот казак-пластун уже подбирается к лагерю союзников:
Меж тем совсем неподалеку течёт мирная жизнь. В харчевне кипит работа:
Жизнь со всеми удобствами:
Юный гончар за работой:
Выносная торговля:
Парочки.
Такая:
И такая:

Товарищ полковник:

А совсем неподалеку окопались фрицы:

Мимо идут, как они объяснили, военные из Центральной Америки, а следом за ними швейцарцы. У них очень забавный камуфляж с добавлением красного цвета. Может, в альпийских лугах среди цветов прятаться?

Среди кустов притаился американский бронетранспортёр:

Но воины афганцы, тем более фронтовики ВОВ на них внимания не обращают.

С другой площадки раздаётся радостный визг детей. Они сражаются поролоновыми мечами с грозным варваром:

Много было выставок с историческим оружием, всё действует, можно пострелять хоть из Максима, хоть из того, что неправильно называют Шмайссером. За денежку, конечно. Я впервые держал его в руках и удивился его увесистости. На немецком карабине 1943 года стояло клеймо чешского завода. Мне понравилась тщательность отделки и красивая структура дерева приклада. Молодцы чехи. Зато сохранили свою архитектуру, о чём с гордостью не стесняются сообщать.
Был и чешский ручной пулемёт сделанный на Збройовка, Брно.
А это частичка выставки средств связи. Сколько раз довелось мне звонить на дежурствах по такому телефону:)

Скиф несёт что-то в плошке:

Французские артиллеристы и их боевой товарищ:

Потом собаку увели в тень, наше сентябрьское солнце безжалостно. Я за полдня так спалил шею, неосмотрительно одев футболку без воротника, как не спалил её за весь летний сезон на садовом участке. Там, правда, я работаю в капелюхе с обширными полями.
Но солнце не смущало этого бравого лейтенанта армии ГДР. Один-одинёшенек, он показывал амуницию и рассказывал о самой боеспособной армии соцстран. Наш, севастополец оказался. Пока мы с ним разговаривали, ну, минут семь, пожалуй - не менее трёх человек, и вполне вменяемого возраста, спросили его: а что за странный флаг за ним, вроде бы немецкий, но с каким-то молотком и циркулем на гербе?
Это удивительно. Но, может, только хрычам вроде меня?

Меж тем, солнышко опускалось всё ниже, пришла пора кому-то заплетать растрепавшиеся за день гривы, а нам направляться в сторону автобуса.

Это был интересный день.
Здесь фоторепортажи с исторических фестивалей у нас за последние три года:
https://amico-di-amici.livejournal.com/232344.html

Journal information