?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Поздней осенью идём Таганрогским заливом к месту якорной стоянки у входа в Азово-Донской канал. Ночь, на мостике второй штурман, в машине я. Уже сбавили ход, двигатели должны помаленьку остывать, а я вижу, что температура охлаждающей воды стала расти. Причём на обеих машинах.
Я не сторонник англицизмов, поэтому вместо WTF? оценю обстановку русским - что за хрень?
Это мягко говоря, хотя тоже на букву х.

Не могли же сломаться водяные насосы на двух дизелях одновременно? Пошёл щупать водо-водяные холодильники. Внутри дизеля, как известно, циркулирует пресная вода, она отнимает тепло у деталей двигателя и отдаёт его забортной воде в этих самых холодильниках. На ощупь те части их, которые должны были быть холодными, оказались тёплыми. Цап за подводящую забортную воду трубу - и она не холодная.
Да ведь и дизель-генераторы получают забортную воду от этой системы, если сейчас перегреются, потухнем полностью!
Вот тут и я стал перегреваться от мыслей о подобном позоре.

Ну, вы уже догадались - забились приёмные фильтры забортной воды, но чем? грунта мы не касались, значит... Кинулся щупать крышки фильтров, а они ледяные! Твою мать!
К счастью, в этот момент судно остановилось, потом дало задний ход и загрохотала якорная цепь, а там и поступила команда глушить двигатели.

Вода в Таганрогском заливе почти пресная из-за впадающего Дона, а, значит, замерзать начинает раньше, чем солёная морская. Сначала образуется шуга, такая кашица из мельчайших льдинок. Судно в балласте идёт с приподнятым носом, подминая эту шугу под своё плоское брюхо, а там она попадает в приёмные отверстия кингстонов охлаждения и постепенно забивает фильтры.
Штурман не обратил внимания и не предупредил меня, - человеческий фактор, как всегда, а ведь суда не дураки конструируют, и на такой случай есть решение.

В системе охлаждения предусмотрены так называемые ледовые ящики. Это ёмкости на несколько кубов, обычно вытянутые по вертикали. Забор воды из них к фильтрам устроен в самом низу, а лёд, попадающий из моря, как известно, всплывает вверх. А чтобы ледяная крошка не заполнила и ледовый ящик, довольно тёплая вода, выходящая из холодильников, направляется не за борт, как обычно, а в этот самый ящик и плавит лёд.

Но мороз, как и зима, всегда случается неожиданно и получаются описанные казусы. На заглавном снимке суда выходят из Дона в ледяной каше и чувствуют себя вполне комфортно.

Тех, кто одолел этот текст до данного места, может заинтересовать вопрос - а что было бы, если бы понадобилось продолжать движение и я попросту проморгал бы повышение температуры?

Довольно неприятные вещи. При температуре пресной воды на выходе градусов 85 зазвонила бы сигнализация и загорелись красные табло о перегреве двигателей. Пришлось бы их срочно останавливать, а само срабатывание сигнализации есть ситуация, не красящая вахтенного механика, не говоря уж о потере хода.
Потом вызывать деда, подняв его с койки в соответствующем настроении, а может и ещё кого-нибудь из машинной команды. Фильтры обычно снабжены клинкетами, отсекающими их от трубопроводов на входе и выходе. Закрываем их, снимаем крышку фильтра, а это обычно бочонок литров на сто и начинаем выгребать ледяную крошку, много-много вёдер. Ещё там могут быть рыбки и даже крабы, мелкие, конечно. После поочерёдной очистки фильтров принимаются меры, чтобы ситуация не повторилась, см. выше про ледовый ящик. Виновные получают п...лей и движение возобновляется.

Если эти меры приняты с запозданием, то ситуация ещё более усугубляется. Когда вы наблюдали за греющимся на плите чайником, то заметили, конечно, что пар испускать он начинает задолго до кипения.
То же происходит и с пресной водой в дизеле. Этот пар по специальным пароотводным трубкам, выходящим из самых верхних точек системы охлаждения, направляется в расширительные бачки.
Что это такое? Ну, вот вы залили дизель водой, при работе она нагрелась и увеличила свой объём.
Куда её девать? А вот в эти бачки она и перетекает. А при охлаждении опять сливается в систему. На бачках есть специальные мерные стёкла, по которым можно следить за уровнем воды. Когда вода после остановки совершенно остыла, её уровень отмечается резиновым колечком.
Зачем? Если вы через определённое время глянули, а уровень упал сантиметров на десять ниже кольца, значит, в системе где-то течь, давай, механик, полез её искать! И счастье, если она вне дизеля. А если внутри - это очень неприятно и обещает массу тяжёлой и продолжительной работы по устранению.

Так вот, при отсутствии нормального охлаждения, пар начинает образовываться во всём объёме внутренних полостей машины и через пароотводные трубки отводится не полностью, скапливается в различных местах, в том числе и в холодильнике, нарушая циркуляцию пресной воды полностью и стимулируя местные перегревы.
Ещё какое-то, совсем непродолжительное время, и последствия могут стать катастрофическими.

Вследствие неравномерного расширения металлических частей может начаться течь воды внутрь двигателя с попаданием в масло, а также заклинивание подвижных деталей.
Да минует всех механиков чаша сия!



Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici july 26, 2014 10:17 4
Buy for 10 tokens
Преступник не имеет национальности, а герой - имеет Любите подглядывать за людьми? Чем старше я становлюсь, тем больше вокруг молодых симпатичных женщин... Тончайшая грань между жизнью и смертью Упала с шестого этажа. Как это бывает Мат и общественный прогресс О чём все великие…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
zhzhitel
May. 23rd, 2017 07:12 am (UTC)
Очень интересно читать такие рассказы с кучей подробностей, но написанные простым и доступным языком.
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 07:55 am (UTC)
Сам обожаю тематику "как это работает" :)
zhzhitel
May. 23rd, 2017 07:59 am (UTC)
Я только один раз был в машинном отделении, очень шумно и жарко.
remch_ch
May. 23rd, 2017 08:11 am (UTC)
Тоже бывал и не раз ... щеткой железной поела до блеска чистил )
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 08:39 am (UTC)
Славное занятие:) Сейчас болгаркой это можно делать, но эпоха алюминиевых паёл закончилась, красят в основном.
remch_ch
May. 23rd, 2017 08:48 am (UTC)
это у нас было в наряд, за "хорошее поведение" ... )
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 09:47 am (UTC)
На первой практике драили паёлы на эсминце без всяких наказаний, в ремонте. Чему ещё будущих инженеров учить?
remch_ch
May. 23rd, 2017 09:52 am (UTC)
Еще было интересное занятие - у нас на крейсере было две машины и шесть котлов, когда выводили какой нибудь котел - залезали в топку и скоблили трубки (много) от нагара!
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 10:38 am (UTC)
Блин, так и нас пытались! Но потом руководитель практики смог отфутболить эту хрень:)
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 08:40 am (UTC)
Жарко, да. Но в наших широтах в основном летом. А вот вспомню тропики... :)
cavallo_blu2
May. 23rd, 2017 07:16 am (UTC)
Как там всё сложно)!
livejournal
May. 23rd, 2017 07:32 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 07:56 am (UTC)
Жители южного региона склонны к техническим темам, я знаю :)
denisanikin
May. 23rd, 2017 07:40 am (UTC)
какие интересные подробности, спасибо!
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 07:58 am (UTC)
Весь опыт нарабатывается годами, а потом просто беги туда, куда нужно и крути то, что нужно :)
ap6y3uk87
May. 23rd, 2017 07:47 am (UTC)
Очень интересно, спасибо
ilyavaliev
May. 23rd, 2017 09:10 am (UTC)
Не легка жизнь механика))
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 09:48 am (UTC)
Зато интересна:)
bigelectriccat
May. 23rd, 2017 10:41 am (UTC)
подозреваю не понимание условий проектирования
достаточно вставить механический автомат, который сам будет переключать на работу с ледовым ящиком. Условия работы автомата просты: температура холодильника превышает температуру за бортом (или в ледовом ящике, если он заполняется забортной водой постоянно) на X градусов (конструкция: обычный щуп-датчик из металла с высокой степенью линейного расширения + тросики Ф5 мм из н/ж, всё это запаивается в н/ж трубке протянутой по судну, другой конец тросика упирается в балансир с механическим приводом на систему вентилей).
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 10:46 am (UTC)
Re: подозреваю не понимание условий проектирования
Суда постройки начала 70-х годов "река-море", по десять раз перешедших из рук в руки, каковые руки и копейки лишней в этих зомби вкладывать не желают.
А идея неплоха.
dimagrib
May. 23rd, 2017 03:42 pm (UTC)
спасибо за историю
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 03:52 pm (UTC)
Просто обычный быт на судах, скрытый от основной массы людей за морской "романтикой" :)
marconi_due
May. 23rd, 2017 06:20 pm (UTC)
И никто не подаст нам руки...речники, мы с тобой, речники...
amico_di_amici
May. 23rd, 2017 08:20 pm (UTC)
Нихрена себе, речники - я на Сормовском до Барселоны доходил :)
marconi_due
May. 24th, 2017 04:07 pm (UTC)
Удивил. Нынче СТК до ЮАР добираются. Хрен знает как. По суху штоле? На фото не Сормач.
kytx
May. 25th, 2017 08:31 pm (UTC)
---"Ещё там могут быть рыбки и даже крабы, мелкие, конечно..."

На промысле сайры пароход может "потухнуть" именно из-за этой сумасшедшей рыбки. Доводилось вываливать на пайолы до верху набитые сайрой кингстонные фильтры.

---"Так вот, при отсутствии нормального охлаждения, пар начинает образовываться во всём объёме внутренних полостей машины..."

А если подводит автоматика (а у Машины безвахтенное обслуживание), то пар образуется и в МКО. Забегаешь в Машину с глазами по 5 копеек, а там пар - по пояс, и все пайолы в антифризе. Б-р-р....
amico_di_amici
May. 26th, 2017 05:35 am (UTC)
Насчёт сайры - обалдеть!:)
ponarther
May. 30th, 2017 06:29 pm (UTC)
немножко не в пароходную тему, но про ДВС. Недавно безудержно, а именно-трижды, без видимых причин в моторном отсеке моего автомобиля лопались шланги радиатора, заливая все антифризом.
Прочитал этот пост и заподозрил, что зря я бодяжил антифриз водой... видимо, она выпаривалась и этот пар копился, где только мог, повышая давление в системе...
amico_di_amici
May. 30th, 2017 09:02 pm (UTC)
А вот обсуждают подобную проблему:
http://forums.drom.ru/toyota-caldina-carina-corona-premio-allion-avensis/t1151186709.html

Если вкратце - избыточное давление стравливается клапаном в заливной крышке радиатора, который перепускает пар и расширившуюся жидкость в бачок с антифризом. Проблема или с этим клапаном или с прогаром прокладки под головкой. Ну, сами почитайте.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

Виктор
amico_di_amici
Амико ди амичи

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel