Поздней осенью идём Таганрогским заливом к месту якорной стоянки у входа в Азово-Донской канал. Ночь, на мостике второй штурман, в машине я. Уже сбавили ход, двигатели должны помаленьку остывать, а я вижу, что температура охлаждающей воды стала расти. Причём на обеих машинах.
Я не сторонник англицизмов, поэтому вместо WTF? оценю обстановку русским - что за хрень?
Это мягко говоря, хотя тоже на букву х.
Не могли же сломаться водяные насосы на двух дизелях одновременно? Пошёл щупать водо-водяные холодильники. Внутри дизеля, как известно, циркулирует пресная вода, она отнимает тепло у деталей двигателя и отдаёт его забортной воде в этих самых холодильниках. На ощупь те части их, которые должны были быть холодными, оказались тёплыми. Цап за подводящую забортную воду трубу - и она не холодная.
Да ведь и дизель-генераторы получают забортную воду от этой системы, если сейчас перегреются, потухнем полностью!
Вот тут и я стал перегреваться от мыслей о подобном позоре.
Ну, вы уже догадались - забились приёмные фильтры забортной воды, но чем? грунта мы не касались, значит... Кинулся щупать крышки фильтров, а они ледяные! Твою мать!
К счастью, в этот момент судно остановилось, потом дало задний ход и загрохотала якорная цепь, а там и поступила команда глушить двигатели.
Вода в Таганрогском заливе почти пресная из-за впадающего Дона, а, значит, замерзать начинает раньше, чем солёная морская. Сначала образуется шуга, такая кашица из мельчайших льдинок. Судно в балласте идёт с приподнятым носом, подминая эту шугу под своё плоское брюхо, а там она попадает в приёмные отверстия кингстонов охлаждения и постепенно забивает фильтры.
Штурман не обратил внимания и не предупредил меня, - человеческий фактор, как всегда, а ведь суда не дураки конструируют, и на такой случай есть решение.
В системе охлаждения предусмотрены так называемые ледовые ящики. Это ёмкости на несколько кубов, обычно вытянутые по вертикали. Забор воды из них к фильтрам устроен в самом низу, а лёд, попадающий из моря, как известно, всплывает вверх. А чтобы ледяная крошка не заполнила и ледовый ящик, довольно тёплая вода, выходящая из холодильников, направляется не за борт, как обычно, а в этот самый ящик и плавит лёд.
Но мороз, как и зима, всегда случается неожиданно и получаются описанные казусы. На заглавном снимке суда выходят из Дона в ледяной каше и чувствуют себя вполне комфортно.
Тех, кто одолел этот текст до данного места, может заинтересовать вопрос - а что было бы, если бы понадобилось продолжать движение и я попросту проморгал бы повышение температуры?
Довольно неприятные вещи. При температуре пресной воды на выходе градусов 85 зазвонила бы сигнализация и загорелись красные табло о перегреве двигателей. Пришлось бы их срочно останавливать, а само срабатывание сигнализации есть ситуация, не красящая вахтенного механика, не говоря уж о потере хода.
Потом вызывать деда, подняв его с койки в соответствующем настроении, а может и ещё кого-нибудь из машинной команды. Фильтры обычно снабжены клинкетами, отсекающими их от трубопроводов на входе и выходе. Закрываем их, снимаем крышку фильтра, а это обычно бочонок литров на сто и начинаем выгребать ледяную крошку, много-много вёдер. Ещё там могут быть рыбки и даже крабы, мелкие, конечно. После поочерёдной очистки фильтров принимаются меры, чтобы ситуация не повторилась, см. выше про ледовый ящик. Виновные получают п...лей и движение возобновляется.
Если эти меры приняты с запозданием, то ситуация ещё более усугубляется. Когда вы наблюдали за греющимся на плите чайником, то заметили, конечно, что пар испускать он начинает задолго до кипения.
То же происходит и с пресной водой в дизеле. Этот пар по специальным пароотводным трубкам, выходящим из самых верхних точек системы охлаждения, направляется в расширительные бачки.
Что это такое? Ну, вот вы залили дизель водой, при работе она нагрелась и увеличила свой объём.
Куда её девать? А вот в эти бачки она и перетекает. А при охлаждении опять сливается в систему. На бачках есть специальные мерные стёкла, по которым можно следить за уровнем воды. Когда вода после остановки совершенно остыла, её уровень отмечается резиновым колечком.
Зачем? Если вы через определённое время глянули, а уровень упал сантиметров на десять ниже кольца, значит, в системе где-то течь, давай, механик, полез её искать! И счастье, если она вне дизеля. А если внутри - это очень неприятно и обещает массу тяжёлой и продолжительной работы по устранению.
Так вот, при отсутствии нормального охлаждения, пар начинает образовываться во всём объёме внутренних полостей машины и через пароотводные трубки отводится не полностью, скапливается в различных местах, в том числе и в холодильнике, нарушая циркуляцию пресной воды полностью и стимулируя местные перегревы.
Ещё какое-то, совсем непродолжительное время, и последствия могут стать катастрофическими.
Вследствие неравномерного расширения металлических частей может начаться течь воды внутрь двигателя с попаданием в масло, а также заклинивание подвижных деталей.
Да минует всех механиков чаша сия!
Journal information