Что может тут быть необычного на первый взгляд? - старый зернистый снимок каких-то солдат в давно вышедшей из употребления полевой форме.
Да хотя бы то, что никаких солдат на нём нет.
В том далёком году надвигалась 20-я годовщина Победы, но отдельного празднования ещё не было, и вот кому-то, видимо в ГорОНО (городской отдел народного образования, если кто забыл) пришла в светлую голову идея оживить в праздничной первомайской колонне этот знаменитый памятник в Трептов-парке:
В то время во Владикавказе было два военных училища, где готовили офицеров, плюс суворовское, так что раздобыть военную форму проблем не было. И именно нашему десятому "А" выпала честь принять участие в этом действе.
Толик Данилов, штангист и богатырь с характерным лицом былинного витязя, назначен был изображать на двигающейся автомобильной платформе памятник советскому солдату-освободителю с ребёнком на руках. А мы должны были составлять его эскорт, девочки, кстати, тоже в полевой форме, только в юбках.
Это фото сделано утром 1 мая 1965 года во дворе нашей школы №30, г.Орджоникидзе (теперь Владикавказ). И всё бы хорошо, но никто не задумался о том, что по домам придётся расходиться поодиночке в этой же форме. Естественно, на обратном пути я был схвачен патрулём, и долго лепетал его начальнику, что совсем я и не солдат, а вовсе даже школьник (посмотрите на фото - похожи ли мы на школьников?).
В итоге он всё же отпустил меня, но до самого дома я козырял встречным офицерам и пулей миновал их, т.к. солдатик в полевой форме, шатающийся по городу в первой половине праздничного дня вызывал на их лицах выражение некоего раздумья. Что ещё замечательнее, моя будущая супруга также была задержана, возможно, тем же патрулём (жили мы неподалёку друг от друга, но тогда, конечно, и не подозревали, что у нас будет общим не только этот казус, но и вся дальнейшая жизнь) Но с девочкой они заморачиваться не стали с самого начала, посмеялись только...
Вот место, где проходил парад, теперь эта площадь называется площадью Свободы
А тогда она называлась площадью Орджоникидзе и перед домом Советов возвышался высоченный памятник Серго с трибунами для начальства:
Памятник снесли под корень уже 31 августа 1990 года, СССР оставалось жить ещё целый год.
Кстати, здание слева - это одно из училищ, готовившее тогда офицеров для пограничных и внутренних войск.
Во время осетино-ингушского конфликта осенью 1992 года (хорош конфликт - только убитых было порядка 600 человек, 260 пропали без вести, разрушено более десятка ингушских сёл)горячие кавказские парни нуждались в оружии и решили добыть его у курсантов. Однако, в отличие от некоторых других мест, здание было забаррикадировано, а на попытки всё-таки ворваться в него - открыт огонь на поражение.
Страсть к оружию быстро сошла у нападавших на нет. Впрочем, его и так хватило, судя по результатам.
Но вернёмся к фотографии.
Крайний справа - Радик Аркаев, крепкий парень-спортсмен, добродушный и очень смешливый. Он стал врачом реаниматологом-анестезиологом, его имя мелькнуло во время трагедии в Беслане, он возвращал к жизни её жертв в бесланской больнице.
Мне удалось найти его снимок на рабочем месте, правда маска скрывает часть лица:
Подпись: Родион Константинович Аркаев, анестезиолог – почти колдун. Во время операции с помощью разных препаратов, ни на секунду не отвлекаясь, удерживает организм пациента между жизнью и смертью.
Рядом с ним на снимкеТолик Дзагуров, очень скромный и отзывчивый. Во время подготовки к выпускным экзаменам мы уезжали с ним на водную станцию и там среди дичавших яблоневых садов зубрили билеты.
Следующий - Толя Маюров. Воплощение интеллигентности,- что он сын Героя Советского Союза, я узнал уже после школы. Судьба его трагична.
Он стал военным врачом и однажды у него стали вымогать некую бумагу, связанную с освобождением кого-то от воинской службы. Толик был и остался принципиальным до конца. Его ударили по голове, сзади, как и положено, в подъезде собственного дома и засунули под лестницу, в старых домах такое возможно. Нашли через несколько дней, если бы это произошло сразу, возможно, его сумели бы спасти.
Дальше - Саша Васильев. Наши преподаватели физкультуры очень часто предоставляли нам в зале играть в волейбол и баскет. Саша управлялся с мячом великолепно, а лупил по нему так, что вроде бы именно тогда у меня был отбит сустав большого пальца при приёме :)
Тогда не были приняты все эти ладушки после победного удара и он обычно с невозмутимым лицом трусцой возвращался на своё место на площадке. Его судьба после школы мне неизвестна.
Ну, потом я, всё про меня можно узнать из этого журнала.
Рядом - ещё один Толя, Тептяев. Ничем он не выделялся совершенно, есть такие ребята. Довелось слышать, что он стал примерным отцом большого семейства.
И последний - Саша Чувичилов. Он занимался спортивной гимнастикой и вытворял на снарядах чудеса. И очень умело копировал различных литературных героев - подойдёт бывало: "Что же это вы, батенька, себе позволяете?.." таким вальяжным, барственным тоном, очень смешно получалось.
Слыхал, что у него не совсем удачно сложилась жизнь, проблемы с алкоголем вроде бы.
Но никого из них после выпускного вечера я больше не видел. Только с Радиком обменялся несколькими поздравлениями в ОК, нашёл его благодаря интернету. Да разок поговорил по Скайпу, он не фанат компьютера, да и жизнь развела очень далеко, чего уж там.
Вот сколько всего может быть связано со старым, нечётким снимком...
Journal information