Итак, мы рассмотрели, как делится общая земля людьми, далекими от русской традиции (и как поступили бы, увы, большинство наших соотечественников-современников)
А как поступит с полученной землей русская крестьянская община?
Она никогда не может начать распределения с акта раздела земли. Прежде всего она выберет удобный кусок земли из общего ее количества и отведет его под усадьбы, на котором и осядет всей общиной. Из усадебной земли отводит участки под дворы для каждой существующей в данный момент семьи и строит сообща, помогая друг другу, избы. Помня о росте семей, община отводит в запас под усадьбы более земли, чем нужно сегодня. Таков первый этап распределения.
Затем основные земли...
распадаются на три основные части: на пашню, покос и выгон. Пашня дробится на три поля - пар, озимое и яровое. И, наконец, как эти поля, так и луга распадаются на так называемые еми. Емь - это часть поля известного качества; ее определяют состав и свойства почвы, нагорное или низкое расположение, направление скатов для стока воды, близкое или далекое расстояние от дороги и усадеб. Все это будет учитываться при распределении по семьям. Но земля никогда не станет собственностью семьи, она останется собственностью общины. Почему?
Да потому, что высшей ценностью остается справедливость, а участки, как не крути, отличаются по своим качествам, и справедливо ли будет, если лучшие куски навечно перейдут одним, а худшие другим?
Поэтому существовал такой инструмент, как периодический передел участков. Помимо качества земли, имел значение и такой фактор, как количественный состав семьи.
Судите сами. Возьмем несколько семей, состоящих из шести человек. Одна состоит из крепкого мужика, его жены, трех малолетних детей и слабосильной бабки. Другая из мужика в возрасте, хворой жены и четырех вошедших в силу сыновей. Третья из вдовы, трех ядреных дочек и деда со старухой. И еще куча вариантов.
Так вот справедливость в понимании того времени состояла в получении стольких наделов, сколько в семье человек, способных ее обрабатывать. Поделить поровну - значит часть земли будет просто зарастать бурьяном, сил обработать ее у семьи не будет. В то же время часть работников других семей останется не у дел. Но подати (налоги) с общины никто не отменял, и позволить себе ни первый, ни второй вариант, она не может.
Но вот прошел какой-то отрезок времени. Те, кому земля попалась похуже, имеют право тоже попользоваться хорошей землей, раз она общая. Кроме того, состав семей изменился - кто-то поумирал, подростки вошли в силу, девки вышли замуж и ушли в другие семьи - наступает время передела.
И вот это сложное мероприятие, с учетом всех вышеперечисленных факторов, производится всем миром и до полного согласия всех участников. А помните, как у нас привычно стало издеваться над единогласным согласием, "одобрямс" называемым? Ну, мы-то куда умнее предков :)
Они старались добиться осуществления права каждого члена общины на труд, а нам пытаются много лет втюхать в голову, что некий уровень безработицы есть дело благое, конкуренцию создает. А кто проиграл в ней - пусть сдохнет.
Не знаю, как вам, а мне было крайне интересно узнать, как сложно и разумно был устроен мир моих предков, которых сейчас всякая гнусь называет рабами, холопами и быдлом.
Учитывая нелюбовь многих к длинным текстам, сегодня на этом закончим. Но цикл этих заметок будет иметь продолжение.
Начало здесь

Journal information