?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попала мне в руки старая книжка: "Очерки о крестьянстве в России второй половины ХIХ века", и неведомый мир открылся перед глазами. Увы - не имея ни малейшего представления об устройстве жизни наших предков, как часто беремся мы судить, почему русские такие или этакие:) Книга написана людьми, жившими в то время, и у меня нет оснований им не доверять.

Лично мне представляется наиболее характерной чертой нашей - это вечное противостояние между жизнью по закону и жизнью по справедливости, "по правде", как говорили наши пращуры.
Жить по писаному закону - это выполнять волю совершенно неведомых нам людей, которые, надеюсь, из лучших (ой ли?) побуждений считают, что в данной ситуации надо поступать вот так.
А по справедливости - когда ВСЕ задействованные в ней приходят к согласию, что поступать надо именно так. Чуете разницу?
Скажем, несколько сот лет назад, когда русские медленно, но неуклонно расширяли свое жизненное пространство (при этом не выкашивая под корень местное население, буде оно там попадалось, в отличие сами знаете от кого) пришла группа новых поселенцев в необжитые места. Надо сводить лес. В одиночку и пытаться не стоит - корчевать вековые деревья можно только сообща. Несколько лет совместного (не отсюда ли идут истоки известной склонности к коллективизму?) труда на пределе сил - появилось пригодное для земледелия пространство. Общее, не так ли? Вопрос - как его делить? Отведите глаза от дисплея и подумайте, как бы вы организовали это дело. Посмотрим, насколько понятие о справедливости современного жителя России совпадает с таковым понятием его предков.

Вот как описывает один из вариантов Н.Н.Златовратский.

Представьте себе, что какое-то количество земли отдано в пользование группе людей, не имеющих никакого понятия об общинном владении и вообще не знающих никаких общинных традиций, например группе оставленных за штатом чиновников. Предположим, что эти чиновники сами будут заниматься хлебопашеством, личным, а не наемным трудом. Несомненно, что согласно традициям городской жизни, они разбили бы всю землю тотчас на отдельные участки, по семьям и на каждую семью участок во столько десятин, сколько в семье душ мужского пола.

Эти совершенно отдельные участки отгородили бы один от другого заборами и изгородями; каждый на своем участке поставил бы двор с маленьким домиком, в провинциальном вкусе, и пустил бы во двор зубастых собак.

[как похоже на наши дни, не так ли?:) ] Общую сумму подати они разбили бы на части, пропорционально величине каждого участка.
Затем каждому было бы предоставлено свободно жить за свой собственный страх и риск и на собственную ответственность: одни плодились бы на своем уголке, другие - вымирали; одни богатели, другие беднели; одни исправно выплачивали подати, другие бы подвергались взысканиям, и наконец, аукционной продаже своих участков; чтоб избежать последнего - бедняки должны были бы занимать деньги у более состоятельных, но это не отвратило бы от беды, на следующий год пришлось бы заложить свои участки богатым. В конце концов эта поземельная коммуна превратилась бы в три-четыре больших участка, перешедших в обладание 3-4 разбогатевших собратий.
Прочие 45-50 отставных чиновников с семьями должны будут или поступить в батраки к разбогатевшим собратам, или арендовать у них некогда бывшую собственность, или идти искать заработков на стороне, превратившись в бездомных пролетариев. Таков неизбежный ход такого владения землей, обычно противопоставляемым общинному владению


Русские люди считали подобный ход событий несправедливым и нашли способ ему противостоять.
Но об этом в следующей статье.
6633_original



promo amico_di_amici july 26, 2014 10:17 4
Buy for 10 tokens
Преступник не имеет национальности, а герой - имеет Любите подглядывать за людьми? Чем старше я становлюсь, тем больше вокруг молодых симпатичных женщин... Тончайшая грань между жизнью и смертью Упала с шестого этажа. Как это бывает Мат и общественный прогресс О чём все великие…

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
russfritz
Nov. 1st, 2016 05:00 am (UTC)
при этом не выкашивая под корень местное население

Опять двадцать пять =) Не выкашивали они...

Гуглим русско-чукотские войны, про низ проклятый Госдеп много сведений насочинял.
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 07:02 am (UTC)
То-то чукчей почти не осталось. Как делаваров примерно:)
Вы лужичан куда дели?
(no subject) - russfritz - Nov. 1st, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - russfritz - Nov. 1st, 2016 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russfritz - Nov. 1st, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 1st, 2016 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russfritz - Nov. 1st, 2016 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 1st, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russfritz - Nov. 1st, 2016 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 1st, 2016 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 2nd, 2016 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steissd - Nov. 1st, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 2nd, 2016 02:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - livilla_as - Nov. 2nd, 2016 02:12 am (UTC) - Expand
olga_simonova
Nov. 1st, 2016 05:31 am (UTC)
История всегда интересна
cashjournal
Nov. 1st, 2016 06:13 am (UTC)
надо знать свои корни)
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 07:00 am (UTC)
Не зная, что откуда берётся, не поймёшь, почему у нас не получается то, что получается у других.
И наоборот:)
(no subject) - si_spb - Nov. 1st, 2016 08:42 am (UTC) - Expand
historian30h
Nov. 1st, 2016 07:14 am (UTC)
Надо еще понимать, что описываемая дифференциация предполагаемой общины чиновников возможна только в условиях, если рядом есть рынок, где можно продавать излишек и покупать что-то. Если это глушь и никакого рынка рядом нет, то и смысла нанимать батраков особо нет, нет особого смысла расширяться.
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 07:24 am (UTC)
Всё равно с течением времени дифференциация произойдёт, у одного одни дочки рождаются, у другого - сыновья, у одного дождик надел оросил в нужное время. у другого нет. Проигравшим останется или таки стать наёмными работниками, либо уйти.

На ярмарки, наверно, и из глуши добирались :)
(no subject) - livilla_as - Nov. 2nd, 2016 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - amico_di_amici - Nov. 2nd, 2016 06:57 am (UTC) - Expand
cordiamin
Nov. 1st, 2016 07:25 am (UTC)
Принцип справедливости хорош в очень ограниченном сообществе, где есть возможность выяснить мнение каждого и время избавиться от тех, кто общее мнение не поддерживает. То есть, вырастить признаваемый всеми за правило поведенческий стереотип, при котором уже не надо доказывать каждый раз, что черное - это черное и наоборот.
В большом обществе такие разночтения и споры неизбежны. И что справедливо для одной группы людей, не признается другими. Поэтому здесь проще пользоваться готовым законом.
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 07:46 am (UTC)
Ясное дело, что масштаб сельской общины несовместим с масштабом империи.
Только загвоздка в том, что империя и состоит из этих общин, поколениями накладывающими свой отпечаток на менталитет.
Законы меняются, а жажда справедливости остаётся:)
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - amico_di_amici - Nov. 1st, 2016 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - amico_di_amici - Nov. 1st, 2016 08:49 am (UTC) - Expand
svinzovaja
Nov. 1st, 2016 08:04 am (UTC)
не собратий, а собратьев
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 08:24 am (UTC)
Текст курсивом полуторавековой давности. Обратитесь к его автору:)
wpogorely
Nov. 1st, 2016 08:28 am (UTC)
Несовершенство законов - и необязательность их соблюдения. И не надо во мгле тысячелетий копаться.
В других странах это эволюционно преодолели. У нас не хотят, потому что нашим "элитам" это удобно, а народ - народ не созрел, плюс ему усиленно мозги парят про свой отдельный менталитет и свою отдельную цивилизацию.
cordiamin
Nov. 1st, 2016 08:41 am (UTC)
"В других странах это эволюционно преодолели"
То есть, перестали нарушать закон там, где ситуация это позволяет? Выдаете желаемое за действительное. Дескать, все уже эволюционировали, а мы так и живем в пещерах.
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - amico_di_amici - Nov. 1st, 2016 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - wpogorely - Nov. 1st, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cordiamin - Nov. 1st, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
kraken_ktulhu
Nov. 1st, 2016 08:29 am (UTC)
Осталось только осветить вопрос, с чего это на одном наделе один богатеет, а другой разоряется..

(и чтобы не вставать два раза ) И не лучше ли сразу свои клочки земли сдать в аренду самым предприимчивым?
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 08:37 am (UTC)
Я выше писал. Представьте - у вас сыновья-работники рождаются, а у соседа - одни дочки, которые уйдут в другие семьи, да и ещё с приданым.
Какое хозяйство будет крепче?
В этом году по вашему наделу прошёлся град, а в прошлом сгорел амбар, бывает.
И таких параметров немало.
(no subject) - kraken_ktulhu - Nov. 1st, 2016 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - amico_di_amici - Nov. 1st, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Nov. 1st, 2016 03:56 pm (UTC) - Expand
livilla_as
Nov. 1st, 2016 02:48 pm (UTC)
В борьбе между законом и справедливостью, я бы еще учла крепостное право. По закону помещик не имел право наказывать крепостного, обязан был его содержать, даже если тот вообще работать не хотел, а сидел днями на лавочке и пузо чесал.
Вот и приходилось крутиться между законом и справедливостью. Общество поддерживало справедливость.
Когда крепостное право отменили, землю выдавали не отдельным крестьянам и общинам. И плата за кредиты собиралась с общины в целом.
Как заставить члена общины работать и вносить свой вклад в выплаты налогов и кредитов? По справедливости. Законы были гуманными, хрен бы заставили лентяев работать.
amico_di_amici
Nov. 1st, 2016 02:55 pm (UTC)
Законы были гуманными, хрен бы заставили лентяев работ
Солидарен!
А уж сейчас насколько они гуманны:)
Вот эти все тонкости надо знать и понимать, прежде чем рассуждать о превалировании закона над справедливостью. По большому счёту, кому такой закон нужен, если принимали его столь же далёкие от истинных реалий люди.
livejournal
Nov. 1st, 2016 09:47 pm (UTC)
Почему мы такие, или истоки русского менталитета
Пользователь juste_rus сослался на вашу запись в своей записи «Почему мы такие, или истоки русского менталитета» в контексте: [...] Оригинал взят у в Почему мы такие, или истоки русского менталитета [...]
magict30p
Nov. 1st, 2016 11:20 pm (UTC)
ТОП: 02:20 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 6-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
ztpost
Nov. 2nd, 2016 06:16 pm (UTC)
Про "Лингард и Гертруда" Песталоцци.
Мы говорим "Лингард и Гертруда" Песталоцци - вспоминаем "Из деревни" Энгельгардта. / Энгельгардт Александр Николаевич (1832-1893). Из деревни. М.1987 / Мы говорим "Из деревни" Энгельгардта - вспоминаем "Лингард и Гертруда" Песталоцци. / Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827. "Лингард и Гертруда" (1781-87). / По роману Песталоцци "Лингард и Гертруда": человека создал не труд, а (!) собственность. "Лингард и Гертруда" http://zt1.narod.ru/doc/Lingard-i-Gertruda-Pestalozzi.doc суть самый великий социологический роман. Неполная публикация. / Я, Зиновий Тененбойм Zinoviy Tenenboym , в моих vk и fb писал. - А.С. Макаренко (1888-1939) в "Книга для родителей" поставил перед собой задачу: цепью художественных миниатюр дать / произвести / представить спектральный анализ типовых (типовых!) накладок, бываемых, встречаемых в отношении детей в обиходной жизни семей. В "Пути поколения", а отчасти и в некоторых в других своих художественных произведениях, скажем, в пьесах, А.С. Макаренко ставил перед собой задачу: цепью художественных миниатюр дать / произвести / представить спектральный анализ типовых (типовых!) накладок, бываемых, встречаемых вообще в бытовой плоти жизни общества. Вообще-то это для литературы не ново, например, в "Мёртвых душах" и в пьесах Н.В. Гоголя, в очерках Жига Ивана Федоровича (наст. фам. Смирнов) 1895-1949. Есть также: Владимир Осипович Михневич (1841-1899). Язвы Петербурга. [первое издание отдельной кн. 1886 г.] Опыт историко-статистического исследования нравственности столичного населения. - СПб.: ООО "Издательство "Лимбус Пресс", 2003. - 784 с. И т.д., и т.п. до-до и после-после. / ZT. Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827 в "Лингард и Гертруда" (1781-87) поставил перед собой задачу: цепью художественных миниатюр дать / произвести / представить спектральный анализ накладок в большой немецкой деревне его (молодого Песталоцци) времени. И в этом спектральном анализе он (Песталоцци) и социологически, и художественно - выше всех на свете, включая Александр Николаевич Энгельгардта и Антона Семёновича Макаренко. Не прочесть http://zt1.narod.ru/doc/Lingard-i-Gertruda-Pestalozzi.doc - это не хорошо.
vlasovetz55
Nov. 2nd, 2016 06:17 pm (UTC)
Православие не при чём, конечно.
И царь не при чём. И Орда не при чём.
И трёхголовое чудище Православная Орда.

Земелька, общинка, справедливость........

Хуйца Путинского сосни.
xhandr
Nov. 2nd, 2016 09:17 pm (UTC)
Коллективизм русских придумка интиллигентов, ну и коммунисты потом повторяли чтоб в колхозы загонять было легче. Индивидуалисты каких ещё поискать.
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

Виктор
amico_di_amici
Амико ди амичи

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel