Плоть от плоти народа, так сказать, и зачастую с лишь слегка приглаженными замашками рабочих и крестьян. Попробую рассказать, как это делалось.
Мальчики подрастают и приходит пора им становиться на допризывный учёт в военкомате. Здесь заводят на них учётные карточки и заглядывают в разные места организма, чтобы узнать, не мешает ли что выполнить свой священный долг перед родиной. Когда дело близится к окончанию школы и вот-вот наступит призывной возраст, во время очередного посещения военкомата, если вы не косой и не горбатый, занимающийся вами офицер поинтересуется - а не хотели бы вы тоже стать офицером, вот у нас и список училищ с подробным описанием перспектив имеется...
И если да, то любой, - любой, подчёркиваю, мальчишка, может им стать, при соответствии определённым условиям. Более тщательная медкомиссия подскажет, что артиллеристом вы можете быть, а лётчиком, увы, никогда :(
Ну, если в ментуру имели приводы как обкурившийся дури - то тоже вряд ли... Оформляются соответствующие документы и остаётся ждать окончания школы и вызова на вступительные экзамены в выбранную альма матер. Придёт повестка и в определённый день за казённый счёт с группой будущих однокашников (буде таковые найдутся) вы отправитесь, зачастую впервые, в самостоятельный дальний путь.
О, это чувство свободы от родительской опёки (если она была:)
Тут, главное, с портвейном не переборщить.
Кстати, находились ухари, и не планировавшие поступать. Просто на халяву проехаться с Урала какого-нибудь в тот же Севастополь, покупаться в июльском море, и, завалив последний экзамен, за государственные же деньги вернуться домой - плохо ли?
Прибывшие на сдачу экзаменов живут в опустевших на время каникул казармах или спортзале, кормятся в училищной столовой обычным курсантским рационом. Среди вчерашних школьников мелькает солдатское и матросское обмундирование уже служащих ребят, приглядевшихся к воинской жизни и решивших тоже стать офицерами. Такие ценятся повыше - уж они-то знают, с чем связываются :)
Абитуриенты ( у нас их называли кандидатами) разбиваются на потоки. Внутренний порядок поддерживают зачастую как раз уже нюхнувшие флотского или армейского уклада жизни парни.
Если будешь пойман за забором училища или в поддатом виде - вышибают с экзаменов сразу, и домой нахер, чего от тебя ещё ожидать?
Русский, математика, физика, физподготовка. Ну, последнее чисто формально, ничего, нарастишь мышцы на перловой каше попозже.
Предварительно, гораздо более тщательная медкомиссия, с посещением барокамеры, раз уж решил стать подводником. Некоторые медкомиссию не проходят, кое-кто начинает верещать при поднятии давления - тоже с вещами на выход.
Я поступал в 17-м потоке. Первые, уже сдавшие экзамены и зачисленные, щеголяют в матросской робе, вызывая острую зависть, а неудачники каждое утро пачками тянутся к причалу городского катера... Сдавал я с большой натугой. Дело в том, что это была моя вторая попытка. Прошлый 1966 год ознаменовался тем, что с 11-летнего срока обучения в школе перешли снова на 10-летний. Повсюду был двойной конкурс, творилось нечто невообразимое. Завалив математику, вернулся домой, поступил радиомонтажником на участок нестандартного оборудования на наш завод "Рубин".
Неплохо устроился, а всё благодаря тому, что у нас, последних одиннадцатиклассников, два дня в неделю была практика на аналогичном производстве, где я и получил 2-й разряд радиомонтажника.
Ещё нюанс. Родине в армии нежелательны были ничего не умеющие лоботрясы, поэтому я после работы по вечерам по воле военкомата занимался на радиокурсах ДОСААФа. Через несколько месяцев долбил на ключе, как заправский дятел и умел управляться с портативной рацией Р-104. Ну как портативной? 21 килограмм весила. И, возможно, таскать бы мне её на горбу во время срочной службы, но мечту о море я не бросил - параллельно занимался ещё на подготовительных курсах при Горно-металлургическом институте. И всё ведь бесплатно, блин, только учись.
Снова написал заявление о желании поступать в Севастопольское Высшее Военно-морское инженерное училище. Забавный момент - вызов на экзамены пришёл одновременно с повесткой о призыве на срочную службу. Я смотрел на эти две бумажки, но в выборе не колебался. А мог бы попасть за границу ещё в 1968 году, в Чехословакию например :)
Как уже бывавший в Севастополе, я был назначен старшим группы в восемь человек, отправлявшихся в СВВМИУ. В дороге не напивались, правда, чуть не угробили какого-то местного деда на перроне в Минеральных Водах. Для понтов купили в газетном киоске Владикавказского вокзала настоящую кубинскую сигару в алюминиевом чехле. Мальчишки часто совершают такие покупки. И вот вышли с нею на долгой остановке из вагона. А какой-то дедок крутился рядом, смердя самосадом. Ну, и предложили ему курнуть сигару. Он посмеялся - куда ей до моего ганджубаса - но запалил кубинское изделие и от души затянулся :) Мы думали, его кондрашка хватит - еле смог продохнуть!
Оставили ему шайтан-тютюн и поехали дальше.
Могу сообщить, что на этот раз из всей девятки экзамены сдал только я.
У этого рассказа есть продолжение.
Также можно посмотреть и почитать мои фоторепортажи о нашем училище:
Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост
Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост. Часть 2-я
Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост. Часть 3-я
Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост. Окончание.
Journal information