Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Без двадцати полночь настырно закурлыкал будильник.

За многие годы переломанный через колено сон стал для меня обыденностью, просыпаюсь я легко.
Тем более, залёг спать около девяти, три часа - это неплохо. Вот если бы в этот отрезок времени была погрузка или выгрузка металлолома (да хоть и угля) из четвёртого трюма, отделённого от моей койки только обшивкой каюты и стальной стенкой - было бы гораздо хуже.

Судно слегка покачивается на встречной волне. Быстренько умываюсь, накидываю полукомбинезон, затыкаю уши специальными ватными тампонами и, пройдя безлюдным коридором, открываю дверь в тамбур машинного отделения. Снизу навстречу кидается грохот дизелей вперемешку с визгом турбонагнетателей и запах горелого масла. Сейчас я его почти не обоняю, принюхался, а в первые дни возвращения на судно после перерыва между контрактами этот смрад ощущается гораздо резче.

Спускаюсь по длинному трапу. За прозрачной стенкой поста управления виден ожидающий смены дед. Приветственно помашем рукой и короткий осмотр машины. Давления-температуры воды-масла, уровень топлива в расходной цистерне, масла в циркуляционных цистернах и воды в расширительных бачках, что там с дейдвудными сальниками, уровень воды под настилом машинного отделения и состояние работающего дизель-генератора.

Ясно, что дедушка следил за всем этим, но таков порядок. Если я пропущу какое-нибудь безобразие, то, после росписи в машинном журнале о приёме вахты, виновником буду я.

Поднимаюсь в выгородку поста управления. Здороваемся и, если есть необходимость, стармех даёт какие-нибудь указания, а если хорошо выспался днём ( да и ночью у него минимум шесть часов сна) то задерживается минут на двадцать потрепаться о том, о сём.

Потом он уходит, и где-то с часа ночи на судне не спят два человека: я и вахтенный штурман на мостике. Вообще-то, "собаку" должен стоять старпом, он же "чиф", но на некоторых судах это правило не выполняется.


Просматриваю параметры главных двигателей за время после моей предыдущей вахты, они могут рассказать достаточно интересного. Заглядываю в журнал поручений, расписываюсь о прочтении тех, которые адресованы мне. Если надвигается конец месяца, то можно заняться составлением отчётных документов, с каждым годом их всё больше и больше.
Или заняться каким-нибудь обслуживанием матчасти, мне что-то не понравился запах горелой резины от работавшего компрессора. Наверняка ослабло натяжение приводных ремней, они проскальзывают на шкивах и перегреваются. Надо подкрутить регулировочные болты.
И привести в сознание мановакуумметр на балластно-осушительном насосе №2. Скорее всего засорилась солевыми отложениями подводящая к прибору трубка.

За мелкими хлопотами приходит время очередного обхода машины и записи параметров на специальную дощечку, которые потом будут перенесены в машинный журнал.
Твою мать, опять на втором цилиндре левого двигателя упала температура выхлопных газов. Задрал уже этот второй цилиндр, постоянно с ним какая-нибудь проблема. Щупаю топливную трубку высокого давления. Так и есть - она горячая!
О чём это говорит вам? А мне понятно: иглу распылителя топливной форсунки заклинило в нижнем положении, топливо в цилиндр не поступает или поступает мизерным количеством.
Обычно топливо, нагнетаемое к форсунке, охлаждает эту трубку, а в данном случае насос высокого давления тупо месит одно и тоже количество солярки, вот она и греется.

Ну что, менять форсунку. Собираю в мастерской нужный, до боли знакомый инструмент, приношу его к дизелю, потом притаскиваю резервную, отрегулированную и проверенную на стенде форсунку, штуки четыре их всегда имеется в запасе. Звоню на мостик: надо минут на двадцать остановить левый двигатель. Я могу управиться и быстрее, но на всякий случай нужен зазор, один раз форсунка пригорела так, что я драл её талью усилием в 500 килограмм и чего только не вытворял, пока не вынул. Примерно так у меня удалялись коренные зубы, природа позаботилась об их надёжном креплении.

С мостика поступает добро. Если бы дело происходило во время швартовки, отхода от причала или прохождения узкости, пришлось бы наплевать на небольшое падение мощности дизеля и подождать более удобного момента, но сейчас ничто не мешает взяться за замену.
Отдаю трубку топлива высокого давления и трубку отвода отсечного топлива. Потом крепление самой форсунки и специальной монтировкой поддеваю её, а там и полностью вытягиваю из колодца. Горячая, зараза, это делается в плотных перчатках.

Теперь опустить в колодец резервную, подсоединить отданные трубки и только потом затянуть с конской силой крепление форсунки и обжать окончательно гайки крепления трубопроводов. Именно в таком порядке. Топливные трубки очень жёсткие, они должны выдерживать давление более 300 атмосфер. Представляете, какой факел распылённого топлива возникнет из образовавшегося в ней свища, и как славно он заполыхает, если попадёт на раскалённые детали? Поэтому эта трубка двойная, лопнет внутренняя - топливо между двумя слоями металла попадёт в специальную ёмкость, где установлен датчик, который подаст сигнал вахтенному механику.
Так что, если сначала закрепить форсунку, с малейшим перекосом - никаким силами штуцер топливной трубки вы к ней потом не присоедините.

Снимаю с дизеля инструмент, прошу у мостика добро на запуск машины.
Прокачал маслом, пшикает пусковой воздух, пошла, родимая. Вывожу на режим, осматриваю, - нигде ничего не сочится, температура выхлопных газов устанавливается аналогично остальным цилиндрам.
Усё у порадку, шев!

Убираем на место инструмент, форсунку кладём остывать в мастерской, днём ею займусь.

Помыть от солярки и графитовой смазки руки и можно вознаградить себя чашкой чая. Или кофе.

Так проходит вахта, без пятнадцати четыре появляется заспанный третий механик. Обычно это более молодые ребята, пробуждение даётся им труднее, приходится иногда прибегать и к телефонным звонкам в каюту, а если вечер в порту перед отходом был удачный, то и распихивать вручную.
И бывали моменты, что безрезультатно, ну, это жизнь :)

Вахта сдана, помыться в душевой и в койку. Где-то в полпятого я усну, а часов в восемь первый раз грохнет стальная дверь, ведущая на палубу рядом с дверью моей каюты. Начался рабочий день.
Более гнусного расположения жилища второго механика, чем на "Челси-6", моём последнем судне, я не встречал, хотя на "Закамске" было почти то же самое, только между трюмом и моей каютой была здоровенная топливная цистерна.
Но это уже другая история...

В этой подборке текстов я хочу рассказать о том, как устроена жизнь на море изнутри, её стороны, невидимые стороннему наблюдателю. Как работают люди и механизмы, существует ли морская романтика и что скрывается за этим понятием.



В днище судна образовалась брешь. Что делать?
Корабельный макияж
Налетели на бревно, сломали руль. Как это бывает
Можно ли насмерть замерзнуть в тропиках? Легко!
Как на флоте тяжесть называют легкостью, и другие прибамбасы
Как турки работают. И чуть-чуть о греках
Заглянуть кораблю под брюхо
Как пароходы готовят к проводам
Почему корабль пароходом называть можно, а судном - нельзя


6633_original




Tags: Воспоминания, Море и моряки, Это интересно, Я
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal