Для начала хотелось бы как-то сформулировать причины, побуждающие людей во цвете лет вырвать свои корни из старой почвы. На мой взгляд, основных - всего-то ничего.
1. Дела с экономикой на старой родине пришли в упадок, а есть основания думать, что на новом месте личное материальное положение заметно улучшиться.
2. И дела-то в материальном плане неплохи, но чутьё подсказывает, что приближаются горячие денёчки - а оно надо? Это как, например, усиление эмиграции из Франции представителей одной нации, наученной тысячелетним опытом, что не надо дожидаться, пока гром грянет. На сей раз в связи с приездом массы горячих восточных людей.
3. А если всё хорошо по первым двум пунктам, то ведь есть, есть места, где ещё лучше - отчего бы не поехать туда?
Существуют и более узкие группы причин, скажем, невозможность реализовать свой недюжинный творческий потенциал в стране "родных осин", но, в принципе, они всё равно каким-нибудь боком связаны с указанными выше.
И вот вполне взрослые, сформировавшиеся люди уезжают туда, где, по большому счёту всё им чуждо поначалу.
Это и в прежние времена происходило. Ехали колонисты, например, в Америку, то торгуя с индейцами, то взаимно сдирая друг с друга скальпы. Искренне ли могло их первое поколение с придыханием заявлять, что это их новая Родина с большой буквы? Колония же, всего лишь.
Равно, как и русские казаки, срубив острог в каком-нибудь Верхоянске.
Нынче, конечно не то. Люди едут в обустроенный мир, сулящий им лучшую в их понимании жизнь, по сравнению с прошлой. Вот здесь теперь и Родина.
Я тут, кстати, хотел бы вывести за скобки эмигрантов по этническому признаку, лет через двести вспомнивших, где их настоящая Родина.
Ну, и само собой, нельзя пройти мимо феномена Крыма, когда миллионы людей перебрались в другую страну вместе со своей территорией. Имели ли тут место перечисленные выше три фактора?
Однозначно, не будем кривить душой. Но тут такая штука...
Когда я приехал поступать в училище в 1966 году, непривычными казались видневшиеся кое-где надписи: "зупинка", "идальня", "хлиб" - но они постепенно исчезали, исчезали и практически к 90-м годам исчезли, не прижились. Чужими были.
После развала СССР процесс понемногу набирал силу снова, и чем далее, тем настойчивее. Подавляющая часть населения относилась к этому равнодушно, а иногда, как в случае с аннотациями к лекарствам только на украинском языке, и с большим неудовольствием.
Теперь это стало частью истории, как и крутолобый Тарас, возвышающийся у здания Гагаринской районной администрации, никакого отношения к Крыму не имевший, но абсолютно никому не мешающий.
Нехай стоит.
А старую родину так просто из себя не выпхнешь, что доказывает достаточное количество обретших новую, но тем не менее старательно объясняющих всем желающим, какая же всё-таки отвратительная была прежняя.
Мы же постараемся её сделать лучше, в меру своих сил.
Вот сейчас пойду окна помою, Новый Год всё же на носу :)
Journal information