Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Годами по семь-восемь месяцев подряд будильник подымает меня, показывая без двадцати полночь.

Привычным усилием воли согнать остатки сна, холодная вода в этом лучший помощник. Облачиться в спецовку и спуститься по трапу в машинное отделение. Интересный момент - когда первые разы после перерыва между контрактами открываешь тяжелую дверь, в ноздри бьет смешанная вонь горелого масла и выхлопных газов. Но через недельку не замечаешь ее полностью. Может, и золотари не так уж страдают?
Произвожу беглый осмотр работающих механизмов, проверяю уровни рабочих жидкостей и показания приборов.
После этого принимаю вахту у деда и остаюсь один. Где-то через час на судне не будут спать только двое - я и вахтенный судоводитель на мостике. Это если погода хорошая. Если море резвится, то на мосту вахтит еще рулевой, автопилот в такой обстановке не справляется.
Помимо периодического контроля всего, что грохочет, жужжит и стучит в машине, есть и другие занятия: заполнение многочисленной документации или ремонтные работы, не требующие большого отвлечения внимания.

Глубокая ночь. Судно неторопливо ползет в напрвлении Босфора.
И вдруг увесистый удар в кормовой части, сильная вибрация, ритмичные стуки.Тахометр правого двигателя фиксирует самопроизвольные колебания числа оборотов.
Не теряя ни секунды, бросаюсь к двигателю и останавливаю его. Тут же автоматически включается маслопрокачка.
Через считанные минуты в машину влетает полураздетый дед, только недавно придавивший ухом подушку:
"Чтобляздесьутебя?!"
"Да х.. его знает, все в норме было..."
Дед быстро лапает рукой лючки картера - если один из них заметно горячее других, - это признак того, что перегрелся, а в итоге мог разрушиться со многими гнусными последствиями мотылевой подшипник, связывающий шатун с коленчатым валом.
А я в этом случае - долбоеб, которого вообще к машине нельзя подпускать. Зная, что сейчас последует, беру ключи для вскрытия лючков.
Судно меж тем продолжает идти под одним двигателем, а вахтенному на мостике уже сказано по телефону, чтоб не долбил мозги, и без него, блядь, тошно, разберемся - доложим.
Быстро свинчиваем в четыре руки гайки со шпилек крепления лючков, не трогая по две противоположные на каждом (ибо надо выждать, как и положено по инструкции, 15 минут. Картер ведь заполнен парами масла, которые при доступе кислорода и наличии сильно нагретых деталей могут рвануть не хуже вакуумной бомбы).

Выдержав паузу, с помощью фонариков начинаем осматривать потроха машины.
Тут может появиться капитан, желающий лично разобраться в обстановке. Даже если бы вахтенный его не разбудил, что было бы с его стороны большой ошибкой :),- изменение режима работы двигателей, тем более, остановка, действует на опытных моряков не хуже будильника.
Кашляя от зловонных паров, которых все-таки еще много, а надо соваться рожей прямо в картер, обнаруживаем, что ни разрушения подшипников, ни обрыва поршня, ни согнутия :) шатунов не произошло.
Это, блин, большая радость. Открываю индикаторные краны (помните, они сообщают камеры сгорания с атмосферой?). Мы хотим провернуть двигатель вручную, а при закрытых кранах наживешь грыжи во всех местах организма, но с места его не сдвинешь.
После этого берется валопроворотка или просто подобранный для этой цели лом, и вставляя девайс в специальные углубления на маховике, начинаю, налегая всем телом, проворачивать его за один прием сантиметров на десять по окружности. При этом вращается коленвал, гребной вал с винтом, ерзают вверх-вниз шесть поршней по тридцать сантиметров в диаметре.

Короче, все провернулось и стало понятно - мы поймали бревно!
Пропитанные водой бревна плавают, иногда полностью скрываясь под водной поверхностью, причем, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. И попадают, суки, в винторулевое устройство.
Думаю, среди читающих эти строки нет ни одного, кому бы не было известно, что на мостике вращают не руль, а штурвал, а руль - это та здоровенная металлическая плоскость, которая установлена за винтом и , поворачиваясь с помощью рулевой машины в стороны, направляют струю от винта вбок, что приводит к повороту судна.

Вот хрен вы угадали - плоскость эта называется пером руля, а поворот вызывает давление струи плюс набегающего потока на это перо, которое через вертикальное стальное бревно, соединяющее его с рулевой машиной и называемое
баллером руля (!) передает это давление корпусу судна и вот под его-то воздействием начинается поворот. Руль - это перо и баллер в сборе, запомните :)

Однако, при здравом размышлении, КАЖДОМУ ПОНЯТНО, что часть струи все-таки не попадает на перо руля, а меж тем, есть плавсредства, к поворотливости которых предъявляют особые требования. Это буксиры и речные суда.
Буксир должен крутиться при различных операциях как голодный кот между ног хозяина, а речники или суда типа река-море, имея длину более ста метров, обязаны вписываться во все кренделя речных русел.
Поэтому по центру кормы у них стоит обычный руль, а винты заключены  в кольцевые насадки. Вот такие:

IMG_0367 - копия

А это для восприятия масштаба. Наши электрон и моторист. Это другое, но однотипное судно:

IMG_0362 - копия

Кольцевая насадка улавливает всю струю плюс защищает винт от ударов о грунт и т.п.
Но если бревно попадает в нее, то она превращается в мясорубку, и тут уж все зависит от диаметра лесины и ветхости нашего металла.

После проворачивания двигателя было решено запустить его на малых оборотах. Все стояли на стреме, мало ли чего. Удары повторились еще в момент пуска, и стало ясно, что насадке пришел кирдык. Долго ли, коротко, добрели до Босфора на одном двигателе и стали на якорь, вызвав бригаду легководолазов.

Для начала они сделали фото. Видите, как разрушена насадка и как сточена оконечность лопасти винта, строгавшая по металлу?

Поломка насадки

В итоге турки подогнали баржу, застропили насадку, срезали ее автогеном и увезли на металлолом. А мы дошли до порта назначения в Мраморном море с двумя рулями и обкоцаным винтом, благо, вал не погнулся и вибрации не было, разгрузились и отправились в Тузлу на ремонт.
Как это делается - в следующем рассказе.

Еще из цикла "Как это делается":
Как на флоте тяжесть называют легкостью, и другие прибамбасы
Как турки работают. И чуть-чуть о греках
Как пароходы готовят к проводам
Почему корабль пароходом называть можно, а судном - нельзя


6633_original

Tags: Как это делается, Море и моряки, О море, Это интересно
Subscribe
promo amico_di_amici july 26, 2014 10:17 4
Buy for 10 tokens
Преступник не имеет национальности, а герой - имеет Любите подглядывать за людьми? Чем старше я становлюсь, тем больше вокруг молодых симпатичных женщин... Тончайшая грань между жизнью и смертью Упала с шестого этажа. Как это бывает Мат и общественный прогресс О чём все великие…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments