Тут надо знать, что, во-первых, калоша построена в семьдесят мохнатом году, во-вторых, имеет некоторые конструктивные особенности.
Как ВСЕМ ИЗВЕСТНО, корпус у грузового судна практически двойной - между дном каждого трюма, называемым декой, и именно судовым днищем имеется пространство, в котором даже можно на карачках перемещаться. Это балластная цистерна. Когда груз в трюме есть, она пустая, когда груза нет, она заполняется забортной водой, чтобы придать судну остойчивость, иначе оно будет болтаться на волнах, подобно надутому воздухом шарику. Чтобы вода не переливалась от носа до кормы, это пространство разделено по длине судна на восемь отсеков, кроме того, продольная переборка под декой делит их на цистерны правого и левого борта, что очень удобно, когда надо создать или выровнять крен. Завалилось судно налево - качай в балластные цистерны правого борта, пока не выровняется, всего-то и делов.
Объем балластной цистерны не ограничивается пространством под декой, она загибается вверх и доходит до главной палубы вдоль борта, т.е имеет вид латинской буквы L. Между боковой стенкой трюма и бортом судна тоже можно перемещаться. И внизу, и вдоль борта - эти цистерны для жесткости корпуса разделены многочисленными переборками, получается такая коробчатая конструкция, а в этих переборках прорезаны для перелива воды отверстия с закругленными краями, в которые можно протиснуться. Пока вдоль цистерны протиснешься, много разных слов приходит на память.
В машинном отделении дно тоже как бы двойное, но там это пространство используется для устройства топливных цистерн, масляных цистерн, цистерн для отработанного масла отдельно, топливных протечек отдельно и много чего еще. И только под фундаментами двигателей никаких цистерн нет, только днище, оно и понятно, эту тушу на крышку цистерны не поставишь.
А в машине у нас постоянные протечки - сочится помаленьку топливо (только тссс - об этом никому!) Капает отовсюду масло, из сальников, а то и просто гнилых труб просачивается пресная и забортная вода. Да просто дизеля и настил помыть с порошком - сливать воду бегать на три этажа вверх с ведром будете? Отнюдь - для сбора всех этих протечек имеются так называемые льяльные колодцы, туда все стекает, а оттуда откачивается в специальную цистерну льяльных вод, головную боль второго механика. Почему? - а вот производите вы какие-нибудь работы, связанные со спуском, скажем, воды из главных двигателей, да просто гнилая труба где-нито лопнула и шести- восьмикубовая цистерна полнехонька. Откачивать ее можно только в порту на специальные сборщики, те увозят этот шмурдяк в специальные места, где с помощью центробежных сепараторов нефтепродукты отделяются, чтобы потом сжечь их в горелках какой-нибудь котельной. Тоже бизнес, кстати.
Но порт когда еще будет, да и выбить сборщик тот еще головняк. В моря же сбрасывать содержимое льяльных цистерн категорически запрещено, отливные клапаны пломбируются береговыми пломбами.
Что ж, думаете, эта проблема нерешаема? Решаема, но мне жаль ни в чем не повинных рыб...
Так вот, на нашей "Солне" отдельных колодцев не было, а был узкий коффердам между цистернами. В принципе та же цистерна от борта до борта, только без крышки, куда вся дрянь и стекала. А вода ведь тяжелее ГСМ, и под слоем грязного масла по днищу в коффердаме годами бултыхалась вода, в основном, забортная. Вот оно и прогнило.
Тут такой нюанс: фонтан-то сантиметра три в диаметре, но кто знает состояние металла поблизости от него, может, он там весь толщиной с тетрадный листок? Начнешь забивать пробку в это отверстие, а оно все провалится и попрет так, что никаких осушительных насосов не хватит!
А если в Средиземке шторм нас прихватит - это шо ж будет, братцы?
Поэтому решили нежно так сунуть туда обмотанную ветошью все ту же ручку от швабры, протечку катать за борт, благо ночь наступила.
А мы же по проливу идем, там не то, что на якорь становиться, скорость снижать ниже определенного предела нельзя, сразу диспетчеры заголосят: в чем дело? увеличьте ход! А иначе пришлют буксир и это в такую копеечку вылетит, капитану не сносить головы.
Судовладельцы у нас тоже турки были, кэп немедленно доложил ситуацию и вскоре ему указали, куда свернуть по выходу с пролива.
В указанной точке к нам подлетела резиновая шлюпка с аквалангистами. Небольшого росточка турок в резиновом костюме пришел в машину, чтобы сориентироваться, где находится злополучная дыра. Ночь ведь, дно в ракушках и водорослях, кончик той швабры разве найдешь, даже с фонарем. Но специалист - он и есть специалист, хоть и турок. Прикинув положение отверстия относительно кингстонов и дейдвудов - устройств, которые выходят за борт и имеют достаточные размеры, чтобы их увидеть, дайвер ушел и вскоре нашу швабру вытолкнуло в машинное отделение, а в струе забившего вновь фонтана показалось стопорящее устройство винтового пластыря.
Вот оцените мою способность описать словами, как это все устроено :)
Представьте себе стержень толщиной с палец, скажем, с нарезанной на нем резьбой под гайку. Пусть стержень, сантиметров 15 длиной, будет вертикальной частью буквы Т. А перекладина прикреплена к нему так, что может вращаться в вертикальной плоскости,и тогда буква Т принимает вид буквы I. А резьбовая часть, ножка буквы, проходит сквозь бутерброд из толстого резинового круга диаметром больше заглушаемого отверстия и металлического круга, который и будет резину прижимать к днищу. Завершается всё гайкой.
Просовываем букву I в дыру, встряхнув, превращаем её в Т. Перекладина упирается в днище изнутри корпуса, а гайка, наворачиваемая снаружи, прижимает металлический диск, а под ним резиновый, к днищу снаружи. Цель достигнута!
Но это, конечно, временная мера, до дока. Что и как происходит в доке, будет в следующем рассказе :)
Еще из цикла "Как это делается":
Как турки работают. И чуть-чуть о греках
Как пароходы готовят к проводам
Почему корабль пароходом называть можно, а судном - нельзя
Как на флоте тяжесть называют легкостью, и другие прибамбасы

Journal information