Амико ди амичи (amico_di_amici) wrote,
Амико ди амичи
amico_di_amici

Categories:

Голландия. Ностальгии и воспоминаний пост

Голландия. Что представят себе большинство жителей Земли при звуке этого слова? Маленькую аккуратную страну, мельницы, тюльпаны, а может быть, и разлапистый листок канабиса:)

Голландия


Но только не питомец Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. Он вспомнит о своей альма-матер. Есть и другое словечко, четко ассоциирующееся у нас с училищем - система. Для вас это может быть только каким-нибудь техническим устройством, а для нас, вдобавок - все, что вы видите на верхнем снимке. Учебный корпус - бывший морской кадетский корпус, здание в виде стилизованного орла, верхний плац перед ним, столовая из бетона и стекла, в которой было нестерпимо жарко летом, крутая и длинная лестница, ведущая от учебного корпуса к жилым помещениям, нижний плац, служивший когда-то аэродромом гидросамолетов, спортивные площадки, стадион и много-много чего другого. На этом фото - наша система в период ее наивысшего расцвета. Еще не разграблены и не  изувечены крайние жилые корпуса, по иронии судьбы самые новые из всех пяти, не заросли травой спортивные сооружения и чист нижний плац, в строю многочисленные полигоны и лаборатории.

27 июня состоялось празднование столетия этого учебного заведения. Я побывал там, запечатлел разительные и печальные изменения, но также и стойко сопротивляющиеся времени детали нашей системы, и так много вспомнилось... Сейчас здесь обосновались несколько факультетов Севастопольского государственного университета. Празднование юбилея совместили с первым выпуском, получившим российские дипломы. Я рассказал о нем здесь: http://amico-di-amici.livejournal.com/122697.html

Сегодня я, в общем-то не планировал создать какой-то стройный и последовательный рассказ. Просто буду показывать фотографии и рассказывать о том, что скрывается за ними.
Вот выпускники университета последний раз проходят вместе, учеба осталась позади:



Это же самое место примерно в те времена:

img050

Это первый раз, когда мы прошли строем в офицерской форме и последний, когда вместе. После окончания торжественного прохождения прозвучала команда - "Разойдись!", и кое-кого из однокашников я больше не видел ни разу в жизни.
Все придерживают левой рукой кортик. А получают его еще в матросской форме. На снимке наш старшина роты Янис Леманис, бывший старше нас всех, спокойный и справедливый при любых обстоятельствах:



Давайте подойдем к верхней проходной, ведущей к учебному корпусу:



Раньше здесь было

0_7a88f_353e7854_XXL

Если с точки, откуда снята проходная, посмотреть назад через левое плечо, то сейчас увидишь вот это:



Магазин мертв, а когда-то это было наше излюбленное место, где можно, при наличии денег, что как раз было не всегда, купить чего-нибудь вкусненького. И именно благодаря закупкам здесь я научился выдувать литровую бутылку кефира в один присест. А поначалу и поллитровую одолеть не мог. О, этот вечный жуткий голод при перестройке организма с маминых обедов на казенный харч! Кто служил, тот поймет меня. Как же хочется жрать первые месяцы, после того, как надел военную робу:) Что особенно интересно, уже на третьем курсе к еде становишься равнодушен, норма становится вполне достаточной, а старшекурсники зачастую оставляют недоеденные порции.
Но перловку, которую нам подсовывали во всевозможных видах все пять лет, я и сейчас переносить не могу.

Минуем проходную. Это торец учебного корпуса с северного направления. В этом крыле располагались помимо ряда лабораторий и учебных залов, таких, как чертежный, например, классы для самоподготовки третьего, дизельного факультета.



Если мы повернем направо, то наткнемся на притаившегося в аккуратном скверике Ильича:



Вообще, Ильичей у нас там был, с первого взгляда, перебор, но это только с первого. Вот я вам сейчас все объясню. Если вы посмотрели репортаж, предложенный мной в начале поста, то, возможно, обратили внимание, что на знамени училища написано:  3 высшее военно-морское инженерное училище.:



Со временем 1-е и 2-е получили имена в честь различных революционных деятелей,  а мы так и остались безымянными. И мучила нашего адмирала Крастелева, прекрасного человека и педагога, ученого и композитора, мечта, чтобы стало наше училище имени Ленина. Звучит?
Вот этих Лениных у нас с каждым годом становилось все больше. Главный, у парадного входа, был создан, кстати, бывшим выпускником училища, о, какие у нас талантливые ребята учились!



А вот этот появился, когда я учился на третьем курсе. С ним еще горе случилось, при установке откололся нижний справа угол.
Что там было! Но справились в итоге:



И все у нас было хорошо, и в учебе мы опережали других соискателей заветного названия, но тут такое случилось!
Короче, ехали на практику (или с практики) в поезде наши лоботрясы. И раздобыли где-то спирт. И начали им упиваться. А тут спирт возьми и разлейся. Вонизм же, да и офицеры могут унюхать, это залет крупный. Технически подкованные, они сообразили, что вытереть его всухую во всех щелях не удастся, а вот если поджечь - это же спирт, пых, и готово! Сказано - сделано. В итоге вагон на ходу полыхнул так, что после срыва стоп-крана кое-кто выбрасывался в окна в одних трусах. Вагон сгорел, железная дорога была на несколько часов блокирована, начальник практики, капитан 2 ранга, на которого уже было заготовлено представление к званию капраза, вернулся в Севастопль капитаном 3 ранга. А главное, имя Ленина просвистело мимо.
Впрочем, оставаться просто СВВМИУ тоже было для многих предметом гордости. Разве называться Голландией хуже, чем каким-то ВВМУРЭ им. А.С Попова? Здравствуйте, товарищи поповцы!  Зашибись!:)
Гаже могло быть только назваться училищем им. адмирала Горшкова. Здравствуйте, товарищи горшковцы! Тьфу!
А были слухи, что главком таки вынашивал подобный замысел.

Но если повернуть от этой проходной на дорогу ведущую налево и вверх, то можно прийти к этому зданию, ныне заброшенному и тонущему в зарослях:



Вот что происходило внутри него в мое время:

06

Мы находимся внутри корпуса знаменитой "Малютки" - подводной лодки, прошедшей войну и ставшей тренажером для будущих подводников. Сейчас сольется вода из торпедного аппарата и мы втроем, друг за другом, вползем в него. Диаметр трубы чуть больше 50-ти сантиметров, особенно крупным ребятам в снаряжении там приходится нелегко. Потом задняя крышка - вот эта самая, будет закрыта. Внутрь начнет поступать вода, приподымая нас и прижимая спиной к верхней части аппарата. Но воздух из костюма постепенно стравливается через специальные клапаны и он начинает обжимать тело. Когда давление в торпедном аппарате выравняется с наружным, тем, что в здоровенном резервуаре, куда и выходит сам аппарат, откроется передняя крышка, и мы начнем карабкаться вперед. Там на выходе установлен ходовой конец, по которому водолазы и выбираются наверх. На всякий случай у каждого из нас зажат в руке такой стальной бублик, которым удобно стучать по трубе, передавая зазубренные наизусть специальные сигналы  о том, как идут дела. Залезть туда для некоторых представляло достаточно большое психологическое затруднение - в давящей тесноте и полной тьме тебя начинает затапливать вода, причем ты знаешь, что самостоятельно выскочить оттуда не сможешь. Но я клаустрофобией не страдал.

Открыв незапертую левую дверь, я остолбенел:



От резервуара, внутри которого мы всплывали на высоту около шести метров, остался только фундамент.
А сама лодка представляла из себя жалкие остатки, которые не успели вырезать и вывезти охотники за металлом:



Сегодня у меня будет непростой день, поэтому я прерву рассказ. Но обязательно его продолжу :)

Вторая часть: http://amico-di-amici.livejournal.com/124652.html
Третья часть: http://amico-di-amici.livejournal.com/124677.html
Окончание: http://amico-di-amici.livejournal.com/125396.html


Tags: Воспоминания, Грустное, Люди, Море и моряки, Это интересно
Subscribe

promo amico_di_amici september 25, 2014 10:07 2
Buy for 10 tokens
Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments