А вот наблюдения на тему. Стоим мы, значит, в Бейруте, зерно выгружаем, а неподалеку "Куин Элизабет" ошвартовалась. И как повалил с нее народ, а в большинстве пожилые весьма, молодых и среднего возраста в меньшинстве, инвалиды на колясках тоже были. Стоим на палубе у себя, рассуждаем - а наши-то старики не ездят в такие круизы. Потому что богатых среди них нет, замечает боцман. А вот среди этих есть ли водители метро, скажем, из Лондона или Парижа, шофера-дальнобойщики или учителя? Почему бы и нет? - возражают оппоненты, известно же, что даже эти категории в "цивилизованных" странах зарабатывают куда больше наших сотрудников метрополитена, шоферюг или училок.
Но почему? Разве лондонский водитель метропоезда затрачивает больше физических и умственных сил, чем московский? Или учительница из какого-нибудь Детройта ведет классы по восемьдесят человек, из которых выходят выпускники исключительно с блестящими знаниями и широчайшим кругозором? Ну нет же такого. Что позволяет им иметь более высокий уровень жизни и ее качество, как принято у нас считать?
За счет того, что у них раньше произошла техническая революция, говорят многие, вот и обогнали они нас по уровню производительных сил и производственных отношений. А денежки откуда на техническую революцию взялись? Это не копеечки ведь стоит? Из фермерского надела их не выковыряешь.
Дык соотнесите время начала экономического скачка европейцев с началом эксплуатации колоний. Пока Иваны рвали пупы, корчуя тайгу, Джоны, Жаки и Педры перли из Индии, Африки и Америки флотилиями золото и прочие ништяки. И длилось это не десять и не сто лет. А у нас все из мужика соки давили на тогдашнюю "перестройку".
Написал ли я чего нового или неизвестного? Отнюдь, но причитания о том, что мы сами изначально "плохие", потому "плохо" живем, нескончаемым потоком продолжают журчать отовсюду.
Меж тем, Европа не изменилась нисколько. Вот Россия нагуляла немного жирка, сейчас пришла пора его срезать. Теперь такие вещи называются санкциями. Похоже, это только начало...
Journal information